Информационно-методические материалы

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Гимназия г. Шагонар
__________ /Дамбаа А.В./.
«___» ___________ 2011г.

  Положение об организации методической работы коллектива МБОУ Гимназия г.Шагонар

Положение о методической работе в гимназии разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Единого квалификационного справочника работников образования, Устава МБОУ Гимназия г.Шагонар, должностных инструкций педагогических работников, на основе изучения и диагностирования запросов педагогов гимназии в области повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития образования.

Положение о методической работе в гимназии  определяет цели, задачи, формы организации методической работы гимназии, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.

1. Цели и задачи методической работы в гимназии

1.1. Целью методической работы в гимназии является повышение уровня профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических работников гимназии.

1.2. Задачи методической работы в гимназии:

  • создание внутришкольной системы повышения  уровня профессиональной компетентности и мастерства педагогических работников гимназии;
  • создание условий для освоения педагогическими работниками гимназии новых положений педагогической науки, педагогической психологии, методики преподавания предметов;
  • изучение и внедрение в школьную практику передового педагогического опыта;
  • формирование у педагогических работников гимназии   потребности в профессиональном развитии и совершенствовании;
  • формирование и совершенствование у педагогических работников гимназии информационной и коммуникативной компетентности;
  • оказание педагогическим работникам гимназии  квалифицированной  методической помощи в  работе;
  • повышение качества преподавания учебных предметов и проведения учебных занятий на основе систематического планового посещения уроков и их анализа.

2. Организация методической работы в гимназии

2.1. Структура методической службы:

2.2. Основные формы методической работы:

  • заседания Методического совета,
  • Методическая неделя,
  • Школьные педагогические чтения.
  • корпоративное обучение в форме семинаров, практикумы, открытых  уроков и внеклассных мероприятий, мастер-классов,
  • предметные месячники,
  • конкурсы «Фестиваль открытых учебных занятий», «Учитель года», «Конкурс мультимедийных уроков», «Учительских портфолио»,
  • научно-практические конференции,
  • Школа молодого учителя,
  • педагогические советы,
  • педагогические дебаты,
  • лектории,
  • тренинги,
  • Ярмарка педагогических идей,
  • деятельность Методического кабинета гимназии.

3. Содержание методической работы гимназии.

3.1. Основными участниками методической работы гимназии являются:

  • учителя-предметники,
  • классные руководители,
  • библиотекарь,
  • педагог-организатор;
  • педагоги дополнительного образования,
  • заведующая школьным музеем,
  • специалисты службы ППМС,
  • руководители предметных МО,
  • администрация гимназии (директор, заместители директора по НМР, УВР, ВР).

4. Обязанности участников методической работы школы

4.1. Компетенция участников методической работы

4.1.1. Учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования:

  •  участвуют в работе МО и творческих групп;
  • обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
  • разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с учащимися;
  • работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического или Методического советов гимназии),
  • составляют индивидуальные планы самообразования, в котором отражают основные направления и содержание работы в области самообразования в соответствии с выбранной методической темой,
  • работают над самостоятельно выбранной методической темой,
  • определяют период работы над методической темой (год, три, пять),
  • анализируют собственную педагогическую деятельность по итогам года, выявляя основные противоречия и проблемы, на основе которых формулируют цели и задачи работы на следующий период.

4.1.2. Руководители методических объединений, проблемных групп:

  • организуют, планируют деятельность МО и творческих групп;
  • обеспечивают эффективную работу участников методической работы, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности;
  • руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания;
  • готовят методические рекомендации для педагогов гимназии;
  • анализируют деятельность МО и творческих групп, готовят проекты решений для методических советов и педсоветов, аналитические отчёты по итогам работы в соответствии с планом ВШК;
  • руководят деятельностью школьных экспертных групп в ходе аттестации педагогов гимназии и участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе аттестации;
  • составляют перспективный план повышения квалификации членов возглавляемых объединений;
  • организуют деятельность по обобщению и распространению лучшего педагогического опыта и достижений педагогической науки.

4.1.3. Администрация гимназии:

  • определяет содержание методической работы гимназии в соответствии с выбранной единой методической темой гимназии;
  • координирует деятельность различных методических объединений,
  • инициирует и организует проведение методических мероприятий;
  • контролирует эффективность деятельности методических объединений и творческих групп;
  • проводит аналитические исследования в области методической работы коллектива гимназии;
  • составляет рейтинг деятельности предметных МО, оценивая их КПД;
  • материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом.

4.2. Обязанности участников методической работы

4.2.1. Учителя и классные руководители, педагоги дополнительного образования обязаны:

  • проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия (не менее одного раза в год;
  • систематически посещать занятия МО и выбранной по собственному желанию творческой группы;
  • анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения;
  • оказывать содействие администрации гимназии и руководителя МО и творческих групп в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний;
  • пополнять методическую копилку гимназии.

4.2.2. Руководители методических объединений и творческих групп обязаны:

  • стимулировать самообразование педагогов;
  • организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.;
  • разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников МО, творческих групп;
  • анализировать деятельность  МО, творческих групп;
  • проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения;
  • обобщать опыт работы педагогов гимназии.

4.2.3. Администрация обязана:

  • создавать благоприятные условия для работы МО и творческих групп, обеспечивая их работу необходимым для этого материальными и кадровыми ресурсами;
  • оказывать всестороннюю помощь руководителям МО и творческих групп в организации работы их объединений;
  • использовать эффективные формы стимулирования деятельности руководителей МО и творческих групп и педагогов, отличившихся в методической работе,
  • изыскивать возможности (материальные и временные) для организации курсовой переподготовки работников гимназии в соответствии с перспективным планом повышения их квалификации.

5. Документация

5.1. Методическая работа в гимназии оформляется (фиксируется) документально в форме:

  • протоколов заседаний методических советов и МО, ответственность за качество ведения которых возлагается соответственно на замдиректора по НМР и руководителей МО;
  • годового плана научно-методической работы гимназии  и планов работы МО, которые составляются соответственно замдиректора по НМР и руководителями  МО;
  • конспектов и разработок лучших методических мероприятий гимназии;
  • аналитических отчётов о результатах методической работы замдиректора по НМР, технического специалиста, руководителей МО и творческих групп по итогам года;
  • аналитических отчётов классных руководителей и учителей – предметников по итогам года;
  • рефлексивных портфолио педагогических работников, претендующих на ежегодную стимулирующую доплату к заработной плате;
  • материалов по обобщению положительного опыта работы педагогических работников гимназии (методические пособия, конспекты учебных занятий, аттестационные портфолио и пр.).