Анализ внутренних и внешних причин низких результатов
Анализ внутренних и внешних причин низких результатов ВПР и ГИА 9 и 11 классов МБОУ Гимназии г.Шагонар
Аналитическая часть
- Общие сведения об образовательной организации
Наименование | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия г.Шагонар муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» |
Руководитель | Дамбаа Альбина Викторовна |
Адрес организации | 668210, Республика Тыва, г.Шагонар, ул.Октябрьская, дом 26 |
Телефон | 8(39436) 2-14-67 |
Факс | Нет |
Адрес электронной почты | tyva_school_43@mail.ru |
Учредитель | Администрация Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва |
Дата создания | 2000 год |
Вид | гимназия |
Тип | Общеобразовательное учреждение |
Статус | Функционирует |
Лицензия | От 21.06.2012г. №415, серия 17П01 № 0000018 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия г.Шагонар муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее – МБОУ Гимназия г.Шагонар) расположена в центре г.Шагонар вдали от производящих предприятий и торговых мест. Здание Гимназии является нетиповым, переоборудованным в 2000 году в Центр образования, а позже в Муниципальный лицей и Гимназию в 2004 году. Проектная наполняемость здания — 112 мест, фактически обучается 256 учащихся. Общая площадь здания — 1657 кв.м., из них площадь помещений, используемых непосредственно для нужд образовательного процесса 739 кв.м. В МБОУ Гимназии имеется 11 учебных кабинетов, библиотека, столовая, мини-спортзал, актовый зал
Основными целями и задачами образовательного процесса в МБОУ Гимназии г.Шагонар являются:
-обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
— создание благоприятных условий для развития личности, в том числе путём удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;
— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
— интеграция личности в национальную и мировую культуру;
— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, патриотизма, трудолюбия, любви к Родине, к семье.
— формирование духовно-нравственной личности;
— формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;
— обеспечение дополнительной (углублённой и/или расширенной) подготовки обучающихся по предметам гуманитарного профиля: русский язык, литература, иностранные языки;
— создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
II. Режим работы МБОУ Гимназии г.Шагонар
На основании Устава МБОУ Гимназии г.Шагонар наше образовательное учреждение функционирует в режиме школы полного дня, в которую входит 6-тидневная учебная неделя, горячий обед, обеспечиваемый за счет родительских взносов, самоподготовка после уроков в 5-9 классах и консультации для 9-11 классов. Последний рабочий день недели — суббота – творческий день как для учащихся, так и для учителей. Дополнительное образование для каждого учащегося гимназии обязательно.
Учебные занятия в гимназии начинаются с 8.30.
Организация образовательного процесса в гимназии регламентируется:
— учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), который МБОУ Гимназия самостоятельно разрабатывает в соответствии с федеральным и региональным базисными учебными планами и согласовывает с учредителем;
— годовым календарным учебным графиком, разрабатываемым и утверждаемым гимназией самостоятельно по согласованию с учредителем;
— расписанием занятий, которое гимназия самостоятельно разрабатывает в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
III. Система управления организации
Управление МБОУ Гимназией г.Шагонар осуществляется в соответствии с действующим Законодательство и Уставом и строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются: Педагогический совет, общее собрание работников.
Единоличным исполнительным органом является руководитель МБОУ Гимназии г.Шагонар – директор.
Органы управления, действующие в МБОУ Гимназии г.Шагонар
Должность | Функции |
Директор | Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство школой |
Педагогический совет | Осуществляет текущее руководство образовательной деятельности гимназии, с том числе рассматривает вопросы: -развитие образовательных услуг; -регламентации образовательных отношений -разработки образовательных программ; -выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; -материально-технического обеспечения образовательного процесса; -аттестации, повышения квалификации педагогических работников -координации деятельности ШУМО |
Общее собрание работников | Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: -участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним -принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность МБОУ Гимназии г.Шагонар и связаны с правами и обязанностями работников -разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией МБОУ Гимназии г.Шагонар -вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы |
Для осуществления учебно-методической работы в школе создано 4 ШУМО:
-ШУМО гуманитарных и социально-экономических дисциплин и начального образования;
-ШУМО естественно-научных и математических дисциплин;
-ШУМО учителей начальных классов;
-ШУМО классных руководителей.
ΙV. Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность в МБОУ Гимназии г.Шагонар организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего и основного общего образования, ГОС основного и среднего общего образования, СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», основными образовательными программами по уровням, включая учебные планы, годовые календарные графики, расписание занятий. Учебный план 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования(реализация ФГОС НОО), 5-9 классов – на 5- летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10-11 классов – на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ГОС ОО).
По состоянию на 12 мая 2020г. в гимназии обучается 256 учащихся. Из них мальчиков — 135 чел. (52,7%), девочек — 121 чел. ( 47,3%). Из них учащихся 1 класса — 25 чел., во 2 классах — 33 чел., в 3 классах — 43 чел., в 4 классах — 28 чел., в 5 классе — 14 чел., в 6 классе — 24, в 7 классе — 21 чел., в 8 классе — 20 чел., в 9 классе — 26 чел., в 10 классе — 15 чел., в 11 классе — 7 чел. Из них в 1-4 классах обучаются 129 чел. (50,3%), в 5-9 классах обучаются — 105 чел. (41,0%), в 10-11 классах обучаются — 22 чел. (8,5%). Всего семей — 220, многодетных и малообеспеченных семей — 195, сирот — 2, полусирот — 36, 1 ребенок-инвалид, учащихся с заключением РесПМПК для сдачи ГИА в связи с ОВЗ — 2 (9 класс -2).
V. Оценка кадрового обеспечения
В настоящее время в МБОУ гимназии г.Шагонар 34 педагогических работника, 4 внутренних совместителей (1 директор и 3 заместителя директора по УВР, ВР, и НМР). Имеют высшее педагогическое образование 7 чел., из них директор — 1 (высшей категории), заместителей директора — 3 (2- высшей категории, 1 – без категории), учителей — 22 (из них высшей категории — 3, первой категории — 9 , без категории — 10), педагогов дополнительного образования — 2 (1- молодой специалист со стажем до 5 лет, 1- без категории), педагог-психолог — 1 (молодой специалист со стажем до 5 лет), библиотекарь — 1 (мол. специалист со стажем до 5 лет), социальных педагогов — 2 (1 — 1 категории, 1- без категории), воспитателей ГПД — 2 (1 — без категории, 1 — 1 категории), учителей-совместителей — 2 (1- высшей категории, 1 — молодой специалист со стажем до 1 года) — 6 чел. (18,2%), первой категории — 11 чел. (33,3%), молодых специалистов со стажем работы до 5 лет — 8 чел. (24,2%), без категории — 8 чел. (24,2%).
В целях повышения качества образовательной деятельности в гимназии проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой- обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, соответствии с потребностями МБОУ Гимназии г.Шагонар и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены на:
— сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
-создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях;
-повышение уровня квалификации персонала.
Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее:
-образовательная деятельность обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом;
— в гимназии создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется подготовка новых кадров из числа собственных выпускников;
— кадровый потенциал гимназии динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов.
VI. Оценка материально-технической базы
Тип здания — кирпичное
- Год ввода в эксплуатацию –2000_
- Проектная мощность — 112_
- Реальная наполняемость — 251
- Всего учебных кабинетов — 11
5. Перечень мастерских — 0
- Библиотека: площадь — 35,2
- Спортивный зал — _0_, площадь – 0
- Спортивная площадка — 1, площадь — 400,0
- Буфет — ___1____, площадь — 45, 0 число посадочных мест — __32__
- Актовый зал — ______нет__
- Медицинский кабинет – да
Материально-техническое обеспечение МБОУ Гимназии г.Шагонар не позволяет реализовать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудовано 11 кабинетов:
— 4 кабинета начальных классов
— 1 кабинет информатики
— 1 кабинет русского языка и литературы
— 1 кабинет родного языка
— 1 кабинет истории
— 1 кабинет физики
— 1 кабинет географии
— 1 актовый зал
В МБОУ Гимназии г.Шагонар нет кабинетов для лабораторных и практических работ по химии, физике, биологии, географии. Под кабинет технологии выделено помещение на 1 этаже, кабинет оснащен 4 автоматическими швейными машинками, приобретенными в 2018 году.
Анализ показателей указывает на то, что МБОУ Гимназия г.Шагонара имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и позволяет реализовать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования. Гимназия укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся. Несмотря на ряд положительных факторов, учащиеся 5 классов в 2018, 2019 годах, 6 класса в 2018 году показали низкие образовательные результаты по итогам Всероссийских проверочных работ по предмету «Русский язык», выпускники 9 классов 2 года подряд в 2018, 2019 годах также показали низкий результат подготовки к основному государственному экзамену по предмету «Математика», а выпускники 11 класса показали низкие результаты по итогам ЕГЭ по математике в 2019 году.
Цель Всероссийских проверочных работ: обеспечение единства образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствование оценки качества образования и поддержки ФК ГОС и ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений обучающихся.
Ответственным (школьным) координатором проведения ВПР по МБОУ Гимназии г.Шагонар была назначена заместитель директора по УВР Байкара К.А., организаторами выступили учителя и педагогические работники МБОУ Гимназии г.Шагонар, техническим специалистом была назначена учитель информатики.
При организации ВПР были внесены необходимые изменения в расписание занятий МБОУ Гимназии г.Шагонар в дни проведения ВПР, а также проведены подготовительные мероприятия для включения образовательной организации в списки участников ВПР, в том числе, авторизация на портале сопровождения ВПР https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru, получение логина и пароля доступа в личный кабинет образовательной организации, заполнение анкеты участника ВПР, получение инструктивных материалов и образцов работ.
Доля участников ВПР 2018, 2019 годов, получивших низкие результаты:
Предмет | дата | класс | Количество учащихся по списку | Количество участников ВПР | Доля участников |
Русский язык | 17.04.2018 | 5 | 19 | 19 | 100% |
Русский язык | 25.04.2019 | 5 | 22 | 21 | 95,5% |
Русский язык | 25.04.2018 | 6 | 19 | 19 | 100% |
Анализ Всероссийской проверочной работы
по русскому языку в 5 классе 2018 г
Работа проводилась 17 апреля 2018 года. Назначение ВПР по русскому языку — оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
В работе приняли участие 19 человек.
Учитель –предметник Дамдын Ч.Н.
Структура проверочной работы.
Работа содержит 12 заданий, из них 11 задания базового уровня, которые выполняются на базовом уровне сложности, 1 задание повышенного уровня.
Часть 1 проверяет качество списывания предложенного текста, знание основ орфографических правил (правописание гласных и согласных в корне слова), расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Успешное выполнение задания опирается на навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметным умением проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).
Часть 2 состоит из 11 заданий:
Задание 2. Выполнить языковые разборы
(1) – фонетический разбор
(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
Задание 3. Поставить знак ударения в словах.
Задание 4. Над каждым словом написать, какой частью речи оно является. Записать, какие из известных частей речи отсутствуют в предложении.
Задание 5. Выписать предложение с прямой речью. Расставьте знаки препинания. Составить схему предложения.
Задание 6. Выписать предложение, в котором необходимо поставить запятые. Написать, на каком основании сделан выбор.
Задание 7. Выписать предложение, в котором необходимо поставить запятую. Написать, на каком основании сделан выбор.
Работа по тексту:
Задание 8. Определить и записать основную мысль текста.
Задание 9. Ответить на вопрос
Задание 10. Определить, какой тип речи представлен в предложениях 7-10 текста. Записать ответ.
Задание 11. В предложениях 5-7 найти слово
Задание 12. В предложениях 3-5 найти антоним к слову
Система оценивания выполнения отдельных заданий и
проверочной работы в целом.
Задание 1 повышенного уровня оценивается по критериям:
К1 — от 0 до 4 баллов | К2 — от 0 до 3 баллов | К3 — от 0 до 2 баллов |
Максимальное количество — 9 баллов.
Задания базового уровня (задания 2-12) оцениваются следующим образом:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||
К1 | К2 | К3 | К4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||
3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Максимальное количество — 36 баллов.
ВПР по русскому языку включает 2 варианта: 9 вариант выполняли 9 учащихся; 10 вариант – 10 учащихся; Данная работа по русскому языку была рассчитана на 60 минут.
Критерии оценивания:
от 0 до 17 баллов – «2» | от 29 до 38 баллов – «4» |
от 18 до 28 баллов – «3» | от 39 до 45 баллов – «5» |
Выполнили работу
На «5» — 0 чел.
На «4» -2 чел.
На «3» — 3 чел.
На «2» — 14 чел.
Результаты ВПР по русскому языку представлены в виде таблицы:
Класс | Всего в классе | Выполняли работу | Оценки | СБ | КЗ | Усп. | Обучен-ность | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |||||||
5 | 19 | 19 | 0 | 2 | 14 | 1 | 2,37 | 10,53% | 26,32% | 24,21% |
0% | 10,5% | 15,8% | 73,7% |
Анализ выполнения заданий ВПР по русскому языку в 5 классе:
N | ФИО | Класс | Вар. | Выполнение заданий | Перв. балл | Отм. | *Отм. по журналу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 К1 | 1 К2 | 1 К3 | 2 К1 | 2 К2 | 2 К3 | 2 К4 | 3 | 4(1) | 4(2) | 5(1) | 5(2) | 6(1) | 6(2) | 7(1) | 7(2) | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
М а к с | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 5001 | 5 | 9 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 23 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 5002 | 5 | 9 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 12 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 5003 | 5 | 10 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | 5005 | 5 | 9 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 11 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
5 | 5006 | 5 | 9 | 2 | 3 | 1 | 0 | 3 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 19 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | 5007 | 5 | 9 | 0 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 9 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
7 | 5009 | 5 | 10 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
8 | 5010 | 5 | 10 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 6 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | 5011 | 5 | 10 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 12 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
10 | 5012 | 5 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | 5013 | 5 | 10 | 0 | 3 | 2 | 0 | 3 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 18 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
12 | 5014 | 5 | 9 | 0 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
13 | 5015 | 5 | 9 | 0 | 3 | 1 | 1 | 3 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 16 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
14 | 5016 | 5 | 9 | 4 | 3 | 2 | 0 | 3 | 0 | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 29 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
15 | 5017 | 5 | 9 | 4 | 3 | 2 | 0 | 2 | 3 | 0 | 2 | 3 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 31 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||
16 | 5020 | 5 | 10 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 8 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
17 | 5021 | 5 | 10 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
18 | 5022 | 5 | 10 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 11 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
19 | 5023 | 5 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
Типичные ошибки при выполнении заданий были следующие:
- Знаки препинания при прямой речи.
- Знаки препинания при обращении.
- Знаки препинания в сложном предложении.
- Определение основной мысли текста.
- Фактическое понимание текста.
- Типы речи.
Причины допущенных ошибок:
-неумение обучающихся видеть орфограммы, подбирать проверочные слова;
-неумение самостоятельно использовать изученные правила;
-кратковременная и ослабленная память у некоторых детей;
-слабое усвоение теоретического материала по темам: «Выполнение грамматических разборов», « Орфоэпические нормы», «Правописание корней», , «Типы речи» и др.;
-отсутствие достаточных навыков самостоятельной работы.
Рекомендации учителю русского языка и литературы Дамдын Ч.Н.:
В курсе русского языка уделить больше внимание при изучении материала тем вопросам, в которых были допущены ошибки. Такие проверочные работы предлагать учащимся чаще для формирования основных умений.
Следует включить в дальнейшую работу следующие пункты:
— продолжить работу над разборами слов; анализом текстов;
— выстроить работу на уроках по записи текстов, направленных на знание орфографических и пунктуационных правил русского языка
-тренировать учащихся в выполнении тестовых работ;
-продолжить работу над выработкой у учащихся навыков самопроверки и самоконтроля;
— в целях совершенствования орфографической зоркости вести индивидуальную дифференцированную работу с учетом пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Кол-во уч. | % | |
Понизили ( Отм.< Отм.по журналу) | 18 | 95 |
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу) | 1 | 5 |
Повысили (Отм.> Отм.по журналу) | 0 | 0 |
Всего*: | 19 | 100 |
Данная работа выявила, что большинство учащихся не подтвердило свои оценки за предыдущий триместр.
Анализ Всероссийской проверочной работы
по русскому языку в 5 классе в 2019 году
ВПР по русскому языку проводилась в целях мониторинга качества подготовки обучающихся 5-го класса, направленного на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Задания диагностической работы призваны выявить уровень владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями. Помимо предметных умений, все задания предполагали проверку универсальных учебных действий: регулятивных и познавательных.
ВПР по русскому языку проводилась в форме письменной работы. Проверочная работа состояла из 12 заданий, которые были рассчитаны на базовый уровень усвоения содержания учебного материала. Время выполнения проверочной работы – 60 минут.
Перед началом работы все обучающиеся прошли подробный инструктаж по его проведению.
Работа включает в себя 12 заданий, в задании №1 учащиеся должны были переписать текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Упражнение нацелено на совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; овладение основными нормами литературного языка (орфографическими, пунктуационными); повысить стремление к речевому самосовершенствованию, соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка. Задание №2 – выполнить языковые разборы, целью которого является расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, выполнение фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического анализа слов; проводить анализ словосочетания и предложения. Задания № 8-12 даны по тексту 2.
1К1 | 1К2 | 1К3 | 2К1 | 2К2 | 2К3 | 2К4 | 3 | 4(1) | 4(2) | 5(1) | 5(2) | 6(1) | 6(2) | 7(1) | 7(2) | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Вся выборка | 57 | 54 | 89 | 56 | 82 | 50 | 56 | 76 | 76 | 55 | 59 | 47 | 61 | 52 | 58 | 48 | 46 | 51 | 49 | 70 | 84 |
Респ. Тыва | 46 | 52 | 83 | 55 | 75 | 47 | 51 | 73 | 62 | 43 | 49 | 33 | 51 | 37 | 42 | 30 | 42 | 42 | 45 | 57 | 74 |
Улуг-Хемский район | 36 | 53 | 84 | 48 | 74 | 48 | 50 | 80 | 61 | 42 | 52 | 32 | 55 | 37 | 50 | 28 | 46 | 46 | 38 | 58 | 73 |
МБОУ Гимназия | 40 | 11 | 93 | 48 | 67 | 43 | 32 | 64 | 32 | 5 | 12 | 2 | 26 | 0 | 26 | 5 | 38 | 43 | 19 | 38 | 5 |
С работой учащиеся не справились и показали менее 50% выполнения по 18 пунктам заданий из 21, что означает, что 85% упражнений ВПР не выполнены. Успешно выполнено задание №1К3, нацеленное на проверку умений соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактирование письменных текстов разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка, и задание №2К2, проверяющее формирование навыков проведения различных видов анализа слова.
Соответствие отметок за выполненную работу и отметок по журналу |
Выполнение заданий проверялось в соответствии с системой оценивания проверочной работы
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 – 17 | 18-28 | 29-38 | 39-45 |
Справились с работой 38% (8 учащихся), качество знаний 4.76%, успеваемость — 38.10%, обученность — 24.95%, средний балл — 2.43.
Дата проведения | Всего в классе | Выпол- няли работу | Оценки | % обучен- ности | % качест- ва знаний | Ср. балл | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||||||
25.04.2019 | 21 | 21 | 0 | 1 | 7 | 13 | 24.95 | 4.76 | 2.43 |
Каждый вариант работы состоял из 12 заданий
Задание 1: осложненное списывание текста (проверка разделов языкознания «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация»).
Задание 2: выполнение фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического разбора.
Задание 3: орфоэпические нормы
Задание 4: по морфологии (различение частей речи).
Задание 5: по синтаксису: распознавание предложения с прямой речью, расстановка знаков препинания и составление схемы
Задание 6: по синтаксису: распознавание предложения с обращением. Аргументация постановки знаков препинания.
Задание 7: по синтаксису: распознавание сложного предложения. Аргументация постановки знаков препинания.
Задание 8, 9, 10: анализ текста: определение основной мысли, понимание смысла. Определение типа речи.
Задание 11, 12: по лексике: нахождение слова по лексическому значению, нахождение антонима.
Задание №1 оценивалось по 3 критериям.
К1 – соблюдение орфографических норм. Без ошибок выполнила одна учащаяся, не справились с заданием 7 учащихся (33%).
К2 – соблюдение пунктуационных норм, без ошибок выполнили — 0, не справились с заданием – 12 учащихся (57%).
К3 – правильность списывания текста, не допустили ошибок 17 учащихся (81%), не справились с заданием – 0.
Задание №2 включало виды языковых разборов:
К1 – фонетический разбор;
К2 – морфемный разбор;
К3 – морфологический разбор;
К4 – синтаксический разбор предложения.
К1 (фонетический разбор) – без ошибок выполнили 4 учащихся (19%), не справились с заданием – 2 учащихся (9%).
К2 (морфемный разбор) – без ошибок выполнили 5 учащихся (24%), не справились с заданием – 2 учащихся (9%).
К3 (морфологический разбор) – без ошибок выполнили 6 учащихся (29%), не справились — 9 учащихся (43%).
К4 (синтаксический разбор предложения) – не справились с заданием 8 учащихся (38%), остальные допустили ошибки.
При выполнении задания №3 (орфоэпические нормы) – без ошибок выполнили 10 учащихся (48%), не справились с заданием – 4 учащихся (19%).
Задания №4 (распознание частей речи – морфология).
4.1 (обозначение частей речи в предложении) – без ошибок выполнили 2 учащихся (9%), не справились с заданием – 9 учащихся (43%).
4.2 (указание отсутствующих частей речи) – без ошибок выполнила 1 учащаяся, остальные не справились с заданием.
Задание №5 (распознание предложения с прямой речью, расстановка знаков препинания и составление схемы).
5.1 (расстановка знаков препинания) – без ошибок выполнили 2 учащихся (9%), остальные не справились с заданием.
5.2 (составление схемы) – не справились с заданием все учащиеся.
Задание №6 (распознание предложения с обращением, аргументация постановки знаков препинания).
6.1 (распознавание предложения с обращением) – без ошибок выполнили 4 учащихся (4%), не справились – 12 учащихся (57%).
6.2 (аргументация постановки знаков препинания) – все не справились с заданием (100%).
Задание №7 (распознание сложного предложения, аргументация постановки знаков препинания).
7.1 (распознавание сложного предложения) – без ошибок выполнили 5 учащихся (24%), не справились с заданием – 15 учащихся (71%).
7.2 (аргументация постановки знаков препинания) – выполнила без ошибок 1 учащаяся, остальные не справились с заданием.
Обучающиеся при выполнении 5, 6, 7 заданий показали плохие результаты, что свидетельствует о незначительных знаниях по синтаксису, неумении распознавать предложения с прямой речью, обращениями, неумении правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях.
Задание №8 (основная мысль текста) – справились с заданием и заработали максимальный балл 8 учащихся (38%), остальные не справились.
Задание №9 (понимание смысла текста) – без ошибок выполнили 9 учащихся (43%), остальные не справились.
Задание №10 (типы речи) – выполнили без ошибок 4 учащихся (19%), остальные не справились с заданием.
Задание №11 (лексическое значение слова) – без ошибок выполнили 8 учащихся (38%), остальные не справились.
Задание №12 (антонимы) – правильно выполнила 1 учащаяся, остальные не справились.
При выполнении заданий 8-12 учащиеся испытывали трудности, так как низкая техника чтения не позволила понять текст, данный для анализа и грамотно сформулировать ответ на поставленный вопрос.
Вывод:
Уровень орфографической грамотности обучающихся 5 класса средний. К типичным можно отнести следующие:
- правописание проверяемой безударной гласной в корне слова;
- правописание проверяемой и непроверяемой согласной в корне;
- правописание окончаний самостоятельных частей речи.
Уровень пунктуационной грамотности слабый. Типичные ошибки:
- постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- постановка лишних знаков препинания.
Следует отметить низкую подготовку к ВПР мальчиков 5 класса, которые имеют существенные пробелы в знаниях по русскому языку. У обучающихся не сформированы навыки самоконтроля и саморазвития (универсальные учебные действия: регулятивные и познавательные). Учащимся требуется особое внимание, индивидуальная работа по устранению пробелов в знаниях.
Рекомендации учителю русского языка и литературы Бадан-оол Ч.С.
— запланировать коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
— усилить практическую работу по языковым разборам;
— продолжить работу по технике чтения, анализу текста.
Анализ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
по русскому языку в 6 классе 2018 г
Работа проводилась 25 апреля 2018 года
Назначение ВПР по русскому языку — оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
В работе приняли участие 19 человек
Структура проверочной работы.
Работа содержит 14 заданий, из них 13 заданий базового уровня, которые выполняются на базовом уровне сложности, 1 задание повышенного уровня. Задания 1-3, 7-12, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 4-6, 13 – краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Часть 1 проверяет качество списывания предложенного текста, знание основ орфографических правил (правописание гласных и согласных в корне слова), расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Успешное выполнение задания опирается на навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметным умением проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).
Часть 2 состоит из 13 заданий. Выполнение заданий 2-8 требует от учащихся определенных знаний и умений в области словообразования и морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации. Задания 9-14 направлены на выявление уровня владения познавательными УУД.
Структура работы
Вариант 9 | Вариант 10 |
Задание 2. Выполнить языковые разборы | |
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слов; | |
утре(н,нн)ий | добротой |
(3) – морфологический разбор слова; | |
увидели | затерялась |
(4) – синтаксический разбор предложения. | |
Затрещал, зашелестел на противоположном берегу невысокий кустарник. | Поляну большими скачками пересекала белка. |
Задание 3. Найти слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выписать это слово. Объяснить причину данного несовпадения. | |
Задание 4. Поставить знак ударения в словах. | |
Задание 5. Над каждым словом написать, какой частью речи оно является. | |
Задание 6. Найти и исправить ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Записать правильный вариант формы слова (слов). | |
Задание 7. Выписать предложение, в котором нужно поставить тире. Написать, на каком основании сделан выбор. | |
Задание 8. Выписать предложение, в котором необходимо поставить две запятые. Написать, на каком основании сделан выбор. | |
Работа по тексту: Задание 9. Определить и записать основную мысль текста. | |
Задание 10. Составить и записать план текста из трёх пунктов. | |
Задание 11. Ответить на вопрос | |
Почему, по мнению автора текста, ткачихи изготавливали полотенца именно весной, до начала полевых работ? | Почему беличий хвост, по мнению автора текста,очень чувствителен к холодам? |
Задание 12. Определить и записать лексическое значение слова. Подобрать и записать предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. | |
Слово «несли» из предложения 12. | Слово «работали» из предложения 17. |
Задание 13. Определить стилистическую окраску слова, записать. Подобрать и записать синонимы к этому слову. | |
Слово «незамысловатая» из предложения 6 | Слово «бросились» из предложения 15 |
Задание 14. Объяснить и записать значение фразеологизма. Используя не менее двух предложений, описать ситуацию, в которой будет уместно употребление данного фразеологизма. Включить фразеологизм в одно из предложений. | |
Фразеологизм тише воды, ниже травы | Фразеологизм зуб на зуб не попадает |
Таблица 1
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
− морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
− словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую (-ие) морфему(ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;
− морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;
− синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.
Задание 3 нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове; познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные звуко-буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Задание 4 направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
В задании 5 проверяется учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении; познавательные (осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций) универсальные учебные действия.
Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.
Задания 7 и 8 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; обращение, однородные члены предложения, сложное предложение); умение применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе − с помощью графической схемы; а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).
В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными УУД (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).
Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления.
Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), построенном с учетом норм создания предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные УУД).
В задании 13 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую окраску заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.
Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).
Система оценивания выполнения отдельных заданий и
проверочной работы в целом.
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям от 0 до 9 баллов. Максимальное количество — 9 баллов.
К1 — от 0 до 4 баллов | К2 — от 0 до 3 баллов | К3 — от 0 до 2 баллов |
Таблица 2
Задания 2-14 оцениваются следующим образом:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||||||||
К1 | К2 | К3 | К4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||
3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Таблица 3
Максимальное количество — 42 балла.
Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.
Ответ на каждое из заданий 3, 4, 6, 7, 9, 11, 13 оценивается от 0 до 2 баллов.
Ответ на каждое из заданий 5, 8, 10, 12 оценивается от 0 до 3 баллов.
Ответ на задание 14 оценивается от 0 до 4 баллов.
Правильно выполненная работа оценивается 51 баллом.
Критерии оценивания ВПР:
от 0 до 24 баллов – «2» | от 35 до 44 баллов – «4» |
от 25 до 34 баллов – «3» | от 45 до 51 баллов – «5» |
ВПР по русскому языку включает 2 варианта: 9 вариант выполняли 9 учащихся; 10 вариант – 10 учащихся. Данная работа по русскому я языку была рассчитана на 90 минут.
Результаты ВПР по русскому языку представлены в виде таблицы:
Класс | Всего в классе | Выполняли работу | Оценки | Средний балл | Кач-во знаний | Успев. (%) | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||||||
6 | 19 | 19 | 0 | 8 | 5 | 6 | 3,1 | 41,47% | 68,42% |
0% | 42,1% | 26,3% | 31,6% |
В сравнении с результатами 3 четверти результаты учащихся выглядят так:
Кол-во уч. | % | |
Понизили ( Отм.< Отм.по журналу) | 8 | 42 |
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу) | 10 | 53 |
Повысили (Отм.> Отм.по журналу) | 1 | 5 |
Всего*: | 19 | 100 |
Анализ выполнения заданий ВПР по русскому языку в 6 классе:
N | ФИО | Класс | Вар. | Выполнение заданий | Перв. балл | Отм. | *Отм. по журналу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1К1 | 1К2 | 1К3 | 2К1 | 2К2 | 2К3 | 2К4 | 3(1) | 3(2) | 4 | 5 | 6 | 7(1) | 7(2) | 8(1) | 8(2) | 9 | 10 | 11 | 12(1) | 12(2) | 13(1) | 13(2) | 14(1) | 14(2) | ||||||||||||||||||
М а к с | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
1 | 6001 | 6 | 10 | 4 | 3 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 22 | 2 | 3 | |||||||||||
2 | 6003 | 6 | 9 | 0 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 25 | 3 | 4 | |||||||||||
3 | 6004 | 6 | 9 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 0 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 35 | 4 | 4 | |||||||||||
4 | 6005 | 6 | 9 | 3 | 3 | 2 | 3 | 0 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 35 | 4 | 4 | |||||||||||
5 | 6006 | 6 | 9 | 0 | 3 | 2 | 0 | 0 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 24 | 2 | 3 | |||||||||||
6 | 6007 | 6 | 10 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 36 | 4 | 4 | |||||||||||
7 | 6008 | 6 | 9 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 36 | 4 | 3 | |||||||||||
8 | 6009 | 6 | 10 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 3 | |||||||||||
9 | 6010 | 6 | 10 | 0 | 3 | 2 | 3 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 17 | 2 | 4 | |||||||||||
10 | 6011 | 6 | 10 | 3 | 3 | 2 | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 0 | 2 | 3 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 30 | 3 | 3 | |||||||||||
11 | 6012 | 6 | 9 | 3 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 0 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 25 | 3 | 3 | |||||||||||
12 | 6013 | 6 | 10 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 35 | 4 | 4 | |||||||||||
13 | 6014 | 6 | 9 | 4 | 3 | 2 | 0 | 0 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 35 | 4 | 4 | |||||||||||
14 | 6016 | 6 | 9 | 0 | 3 | 2 | 3 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 22 | 2 | 3 | |||||||||||
15 | 6017 | 6 | 9 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 27 | 3 | 5 | |||||||||||
16 | 6018 | 6 | 10 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 0 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 35 | 4 | 4 | |||||||||||
17 | 6019 | 6 | 10 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 35 | 4 | 4 | |||||||||||
18 | 6020 | 6 | 10 | 0 | 3 | 2 | 3 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 21 | 2 | 4 | |||||||||||
19 | 6021 | 6 | 10 | 0 | 3 | 2 | 3 | 3 | 0 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 25 | 3 | 3 | |||||||||||
Анализ выполнения заданий ВПР по русскому языку шестиклассниками показал неравномерность полученных результатов. Большая часть участников ВПР хорошо выполнили задания № 1К3, 2К1 и 4,5. Трудность вызвало задание 14.1 и 14.2; 13,2. Эти задания вызвали сложность у всех участников ВПР, вне зависимости от их подготовленности, но с разной степенью затруднений. Хуже всего учащиеся 6-х классов справились с заданием № 6 – «Распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения». Хорошо освоили материал в задании № 2 К1 «Морфемный анализа слова» и задание №1К3 «Правильность списывания» , задание № 4 «Проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога» . Некоторые учащиеся испытывают трудности при работе с текстом: из 2 части затруднения были с заданиями № 9 учащиеся не смогли определить основную мысль текста. № 13.1. С этим заданием не справились, не смогли правильно определить лексическую принадлежность слова и подобрать к нему синоним .
Не справились с ВПР и набрали наименьшее количество баллов (до 24 баллов – «2») — 6 обучающихся.
В соответствии с вышеизложенным необходимо:
1. Повторить орфограммы по правописанию безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне; правописанию согласной в корне; правописание частицы НЕ со словами; правописание приставок; правописание местоимений.
2. Выполнение различных заданий на отработку умений по определению грамматической основы предложения.
3. Выполнение различных заданий на отработку умений по определению знаков препинания в предложениях.
4. Усилить работу по распознаванию различных частей речи в предложении.
5. Усилить работу по языковым разборам (морфологический, морфемный, словообразовательный, фонетический разборы).
6. Усилить работу по развитию речи (фразеологизмы, антонимы и синонимы)
ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 2018, 2019 годах
Анализ качественных результатов по русскому языку позволяет сделать выводы, что учащиеся 5 класса не достигли планируемых результатов. Результативность (успешность) выполнения проверочных работ не составила 100% по русскому языку в данных классах.
Учителя, преподающие предмет «Русский язык и литература»:
- Дамдын Ч.Н. — учитель без категории, стаж работы 6 лет.
- Бадан-оол Ч.С.., учитель первой категории со стажем работы 10 лет
Наименьший показатель качества знаний учащихся выявлен по результатам ВПР в 5 классе — 4,7% (учитель-предметник ), низкий показатель успеваемости 38% отмечен также в данном классе. Не справились с проверочными работами 13 учащиеся, 1 отсутствовал.
Таким образом, результаты проверочных работ по русскому языку показали наличие ряда проблем в освоении содержания учебных предметов и формировании УУД:
— не сформированы в достаточной степени умение выполнять языковые разборы, целью которых является расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
— не освоены базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматические категории языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, выполнение фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического анализа слов на низком уровне;
— в недостаточной степени сформированы умения проводить анализ словосочетания и предложения.
— в недостаточной степени сформированы умения формулировать основную мысль текста и письменно еѐ оформлять, задавать вопрос по тексту,
— в недостаточной степени сформированы умения самостоятельно делать выводы;
излагать своѐ мнение и его аргументировать в соответствии с поставленными задачами коммуникации.
Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать учителям на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения (учитель должен иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и, исходя из него, ставить ученику цель, которую он может достичь).
Анализ результата ОГЭ по математике в 2018 году выпускников 9 класса Гимназия г.Шагонара
05 июня 2018 года 19 выпускников 9 класса Гимназии сдавали экзамен по математике в форме ОГЭ. Экзамен начался в 10.00 часов по местному времени и длился 3 часа 55 минут.
Экзамен в 9-м классе проводится с целью государственной (итоговой) аттестации по математике выпускников общеобразовательных учреждений на основе оценки уровня овладения обучающимися программным материалом.
Работа состояла из двух частей. При выполнении заданий части 1 учащиеся должны были продемонстрировать базовую математическую компетентность. В этой части проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
Эта часть содержала 20 заданий, каждое задание характеризуется пятью параметрами: элемент содержания, проверяемое умение, категория познавательной области, уровень трудности, форма ответа.
Задания части 1 предусматривают три формы ответа: с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов (4 задания), с кратким ответом (15 заданий) и на установление соответствия между объектами двух множеств (1 задание).
Часть 1 состоит из заданий базового уровня сложности (Б). Планируемые показатели выполнения заданий этой части работы находятся в диапазоне от 40 до 90%.
В экзаменационной работе задания по уровню сложности распределяются следующим образом: 9 заданий с планируемым процентом выполнения 70–90%, 5 заданий – 60–70% и 4 задания – 40–60%.
Часть 2 направлена на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Ее назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников.
Эта часть содержит 6 заданий повышенного (П) и высокого (В) уровней сложности из различных разделов курса математики (3 задания по геометрии, 3 задания по алгебре). Все задания требуют полной записи решения и ответа.
Задания части 2 расположены по нарастанию трудности – от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом и высокий уровень математической культуры.
Планируемые проценты выполнения заданий части 2: 21-23 – 40-50%, 24 – 20-40%, 25, 26 – менее 20%.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 38. Из них – за модуль «Алгебра» – 22 балла, за модуль «Геометрия» – 16 баллов.
Рекомендуемый минимальный результат выполнения экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», — 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий двух модулей, при условии, что из них не менее 6 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия». Преодоление этого минимального результата даёт выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой оценки по математике или по алгебре и геометрии.
Ошибки в основном учащимися допущены в заданиях В6 – уравнение, неравенства и их системы, В7 – простейшие текстовые задачи, В9 – статистика и вероятность, В10 – графики функций, В12 – алгебраические выражения, В13 – расчеты по формулам, В14 — уравнение, неравенства и их системы, В15 – практические задачи по геометрии, В16 – треугольник, четырехугольник, многоугольник и их элементы, В20 – анализ геометрических высказываний.
№ задания | Основные проверяемые требования к математической подготовке | % выполнения |
1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования | 89,5% |
2 | Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скоро ти, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. | 73,7% |
Уметь выполнять вычисления и преобразования | 89,5 | |
3 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | 36,8 |
5 | Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимо стей | 63,2 |
Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | 31,6 | |
Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учётом огра-, ничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объек- тов | 31,6 | |
Анализировать реальные числовые данные, представленные в табли- цах, на диаграммах, графиках | 63,2 | |
Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оце- нивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики | 47,4 | |
10 | Уметь строить и читать графики функций | 84,2 |
11 | Уметь строить и читать графики функций | 36,8 |
12 | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | 36,8 |
13 | Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять не- | 42,1 |
сложные формулы, выражающие зависимости между величинами | ||
14 | Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | 36,8 |
15 | Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин | 36,8 |
16 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 31,6 |
17 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 52,6 |
18 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 52,6 |
19 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 57,9 |
20 | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | 42,1 |
Во 2 части никто из выпускников правильно не решил ни одно задание.
Лучшие результаты по математике показали 5 человек, которые получили хорошую отметку.
Низкий результат у 10 учащихся, которые не преодолели минимальный порог по математике.
Для успешной сдачи экзамена по математике учащимся нужно начать готовиться с 5 класса, регулярно прорешивать КИМы по математике, решать онлайн-тесты, знать наизусть все формулы по математике.
Исходя из этого, администрация и педагогический коллектив МБОУ Гимназии г.Шагонар провели PEST-анализ, который помогает выявить политические (Politic), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Tech) факторы внешней среды. Положительные и отрицательные факторы внешней среды, влияющие на учебную мотивацию школьников, — в таблице 1.
Таблица 1. Факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию школьников
Факторы | Положительные | Отрицательные |
Политические | Создание условий для самореализации личности ребенка определяется ФГОС | Удовлетворение индивидуальных образовательных возможностей обучающегося ограничено материальными возможностями и гимназии, и родителей |
Экономические | Наличие квалифицированных педагогов | Недостаточное оснащение материально-технической базы и библиотечного фонда гимназии. Низкий уровень жизни общества, отсутствие профессиональных ориентиров и стремления к самосовершенствованию |
Социальные | Развитие олимпиадного и конкурсного движения, системы дополнительного образования, системы внеурочных занятий | Отсутствие целеполагания, жизненных ориентиров в семье и социальном окружении школьника |
Технологические | Применение современных образовательных технологий для формирования устойчивого познавательного интереса, построение индивидуальной траектории образования для личностного роста школьника | Ориентация обучающихся и педагогов на успешную сдачу ГИА может привести к недостаточному освоению и использованию других технологий и методик, что повлечет снижение учебной мотивации |
Вывод: анализ определяет основные аспекты, влияющие на развитие учебной мотивации. Необходимо создать условия для оптимального сочетания индивидуальных возможностей обучающихся с возможностями гимназии для вовлечения учащихся в активную образовательную деятельность.
Анализ перспектив повышения качества образования школьников
Кроме того, администрацией и педагогическим коллективом проведен SWOT-анализ, чтобы выявить сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны, возможности (Opportunities) и угрозы повышения мотивации школьников (таблица 2).
Таблица 2. Перспективы повышения качества знаний школьников
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
Благоприятные возможности (O) | Риски (T) |
В МБОУ Гимназии г.Шагонар разработана основная образовательная программа, в которой определяются личностные результаты обучающихся | Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса для удовлетворения образовательных возможностей обучающихся | Использование разработанных методик и инструментария мониторинга успешности освоения ООП | Изменение социально-экономической ситуации |
Созданы
условия для развития УУД, включая формирование компетенций обучающихся в
области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности | Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса для удовлетворения образовательных возможностей обучающихся |
Развитие партнерства с другими организациями для реализации социальных ожиданий обучающихся, привлечение специалистов для ведения внеурочных занятий и элективных курсов | Отсутствие необходимых условий для образовательной деятельности по запросам участников образовательных отношений |
Реализованы инновационные образовательные технологии в образовательной деятельности |
Недостаточное владение активными методами обучения для повышения учебной мотивации |
Развитие современной образовательной среды, внедрение инновационных технологий |
Непонимание
педагогами старшего поколения необходимости профессионального роста и самосовершенствования |
Школа
укомплектована профессионально работающими педагогами, мотивированными на высокие образовательные результаты |
Увеличение
доли работающих педагогов пенсионного возраста; уровень заработной платы ниже средней по экономике региона, которая уравнивается посредством ежеквартальных премиальных выплат; профессиональное выгорание; незащищенность педагога перед субъектами образовательных отношений |
Непрерывное педагогическое образование, повышение квалификации педагогических работников | Отток молодых кадров из-за низкой профессиональной мотивации |
Разработана
в программе внутренняя система оценки качества образования, есть раздел о работе с высокомотивированными учащимися |
Невысокие результаты успеваемости учащихся и результаты ГИА, низкие показатели ВПР по отдельным предметам, предметных олимпиад |
Планирование деятельности по развитию индивидуальных образовательных возможностей обучающегося |
Низкая
учебная мотивация обучающихся |
Высока удовлетворенность участников образовательного процесса качеством образовательных услуг |
Недостаточно развитые способы оценки метапредметных и личностных результатов учебной деятельности, непонимание результативности формирования портфолио |
Изменение системы оценивания, учет качественных изменений, происходящих у участников образовательного процесса |
Увеличение
количества детей с низкими показателями личностного роста |
2.3. Оценка благоприятных возможностей программы:
1. Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения образовательного процесса в связи с открытием ЦОС в МБОУ Гимназии в 2020-21 учебном году создаст условия для выполнения требований к реализации основной ООП; индивидуальные образовательные траектории позволят удовлетворить высокие познавательные запросы обучающихся.
2. Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия учителей и родителей учащихся; создание культурнообразовательных центров расширит возможности для самореализации учащихся в различных направлениях образовательной деятельности.
3. Низкая вероятность. Существенное усиление влияния гимназии как общественной организации на социум в населенном пункте.
На работу по повышению качества обучения гимназии вляют различные факторы.
К внутренним причинам относятся следующие: 1) отсутствие преемственности между начальным и средним ступенями образования в 2016-18 годах, в связи с отсутствием 2,3,4 классов. В 2016-17 учебном году было сформировано 2 класса-комплекта первоклассников, 1 — третий класс, 1 — четвертый класс и 1 — пятый класс из учащихся школ кожууна и республики. Дети были набраны разного уровня подготовки, что сказалось на результатах ВПР в пследующие годы;
2) недостаточное оснащение материально-технической базы. Например, в кабинете информатики находятся морально устаревшие компьютеры 2004 года в количестве 7 штук. В среднем, на 1 компьютер полагется 36,5 ученика. Для того, чтобы провести урок с использованием ИКТ и выходом в интернет, учителям приходится приносить личные ноутбуки или просить на время проведения урока ноутбуки у своих коллег. Полностью укомплектованные классы с компьютером учителя и выходом в интернет — 3 кабинета начальных классов. Проекторы (телевизор) имеются в 5 кабинетах. Речи о системном, методичном проведении уроков с показом видеороликов, презентациями не идет;
3) недостаточный библиотечный фонд гимназии. Хотя ежегодно фонд пополняется закупками необходимых учебников, некоторые учебники устаревают или же не включаются в ФПУ текущего года;
4) ориентация обучающихся и педагогов на успешную сдачу диагностических замеров муниципального, регионального уровней, ВПР и ГИА может привести к недостаточному освоению и использованию других технологий и методик, что повлечет снижение учебной мотивации;
5) отток молодых кадров из-за низкой профессиональной мотивации.
К внешним причинам относятся следующие факторы:
1) низкие материальные возможности родителей для обеспечения техническими средствами своих детей и удовлетворения их индивидуальных образовательных возможностей, в связи с высокими показателями многодетных и малообеспеченных семей;
2) низкая учебная мотивация отдельных учащихся;
3) социальная безответственность родителей, отсутствие целеполагания, жизненных ориентиров в семье и социальном окружении учащегося.