Анализ внутренних и внешних причин низких результатов

Анализ внутренних и внешних причин низких результатов ВПР и ГИА 9 и 11 классов МБОУ Гимназии г.Шагонар

Аналитическая часть

  1.  Общие сведения об образовательной организации
Наименование Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия г.Шагонар муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Руководитель Дамбаа Альбина Викторовна
Адрес организации 668210, Республика Тыва, г.Шагонар, ул.Октябрьская, дом 26
Телефон 8(39436) 2-14-67
Факс Нет
Адрес электронной почты tyva_school_43@mail.ru
Учредитель Администрация Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва
Дата создания 2000 год
Вид гимназия
Тип Общеобразовательное  учреждение
Статус Функционирует
Лицензия  От 21.06.2012г. №415, серия 17П01 № 0000018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия г.Шагонар муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее – МБОУ Гимназия г.Шагонар)  расположена в центре г.Шагонар вдали от производящих  предприятий и торговых мест. Здание Гимназии является нетиповым, переоборудованным в 2000 году в Центр образования, а позже в Муниципальный лицей и Гимназию в 2004 году. Проектная наполняемость здания — 112 мест, фактически обучается 256 учащихся. Общая площадь здания  — 1657 кв.м., из них площадь помещений, используемых непосредственно для нужд образовательного процесса 739 кв.м. В МБОУ Гимназии имеется 11 учебных кабинетов, библиотека, столовая, мини-спортзал, актовый зал

Основными целями и задачами образовательного процесса в МБОУ Гимназии г.Шагонар являются:

-обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— создание благоприятных условий для развития личности, в том числе путём удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграция личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, патриотизма, трудолюбия, любви к Родине, к семье.

— формирование духовно-нравственной личности;

— формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;

— обеспечение дополнительной (углублённой и/или расширенной) подготовки обучающихся по предметам гуманитарного профиля: русский язык, литература, иностранные языки;

— создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

II. Режим работы МБОУ Гимназии г.Шагонар

На основании Устава МБОУ Гимназии г.Шагонар наше образовательное учреждение функционирует в режиме школы полного дня, в которую входит  6-тидневная учебная неделя, горячий обед, обеспечиваемый за счет родительских взносов, самоподготовка после уроков в 5-9 классах и консультации для 9-11 классов. Последний рабочий день недели — суббота – творческий день как для учащихся, так и для учителей. Дополнительное образование для каждого учащегося гимназии обязательно.

Учебные занятия в гимназии начинаются с 8.30. 

Организация образовательного процесса в гимназии регламентируется:

— учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), который МБОУ Гимназия самостоятельно разрабатывает  в соответствии с федеральным и  региональным базисными учебными планами и согласовывает с учредителем;

— годовым календарным учебным графиком, разрабатываемым и утверждаемым гимназией самостоятельно по согласованию с учредителем;

— расписанием занятий, которое гимназия самостоятельно разрабатывает в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

III. Система управления организации

Управление МБОУ Гимназией г.Шагонар осуществляется в соответствии с действующим Законодательство и Уставом и строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются: Педагогический совет, общее собрание работников.

Единоличным исполнительным органом является руководитель МБОУ Гимназии г.Шагонар – директор.

Органы управления, действующие в МБОУ Гимназии г.Шагонар

Должность Функции
Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство школой
Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельности гимназии, с том числе рассматривает вопросы: -развитие образовательных услуг; -регламентации образовательных отношений -разработки образовательных программ; -выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; -материально-технического обеспечения образовательного процесса; -аттестации, повышения квалификации педагогических работников -координации деятельности ШУМО
Общее собрание работников Реализует право  работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: -участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним -принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность МБОУ Гимназии г.Шагонар и связаны с правами и обязанностями работников -разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией МБОУ Гимназии г.Шагонар -вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы

Для осуществления учебно-методической работы в школе создано 4 ШУМО:

-ШУМО гуманитарных и социально-экономических дисциплин и начального образования;

-ШУМО естественно-научных и математических дисциплин;

-ШУМО  учителей начальных классов;

-ШУМО классных руководителей.

ΙV. Оценка образовательной деятельности

Образовательная деятельность в МБОУ Гимназии г.Шагонар организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего и основного общего образования, ГОС основного и среднего общего образования, СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», основными образовательными программами по уровням, включая учебные планы, годовые календарные графики, расписание занятий. Учебный план 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования(реализация ФГОС НОО), 5-9 классов – на 5- летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10-11 классов – на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ГОС ОО).

По состоянию на 12 мая 2020г. в гимназии обучается 256 учащихся. Из них мальчиков — 135 чел. (52,7%), девочек — 121 чел. ( 47,3%). Из них учащихся 1 класса — 25 чел., во 2 классах — 33 чел., в 3 классах — 43 чел., в 4 классах — 28 чел., в 5 классе — 14 чел., в 6 классе — 24, в 7 классе — 21 чел., в 8 классе — 20 чел., в 9 классе — 26 чел., в 10 классе — 15 чел., в 11 классе — 7 чел. Из них в 1-4 классах обучаются 129 чел. (50,3%), в 5-9 классах обучаются — 105 чел. (41,0%), в 10-11 классах обучаются — 22 чел. (8,5%). Всего семей — 220, многодетных и малообеспеченных семей — 195, сирот — 2, полусирот — 36,  1 ребенок-инвалид, учащихся с заключением РесПМПК для сдачи ГИА в связи с ОВЗ — 2 (9 класс -2).

V. Оценка кадрового обеспечения

В настоящее время в МБОУ гимназии г.Шагонар 34 педагогических работника, 4 внутренних совместителей (1 директор и 3 заместителя директора по УВР, ВР, и НМР). Имеют высшее педагогическое образование 7 чел.,  из них директор — 1 (высшей категории), заместителей директора — 3 (2- высшей категории, 1 – без категории), учителей — 22 (из них высшей категории — 3, первой категории — 9 , без категории — 10), педагогов дополнительного образования — 2 (1- молодой специалист со стажем до 5 лет, 1- без категории), педагог-психолог — 1 (молодой специалист со стажем до 5 лет), библиотекарь — 1 (мол. специалист со стажем до 5 лет), социальных педагогов — 2 (1 — 1 категории, 1- без категории), воспитателей ГПД — 2 (1 — без категории, 1 — 1 категории), учителей-совместителей — 2 (1- высшей категории, 1 — молодой специалист со стажем до 1 года) — 6 чел. (18,2%), первой категории — 11 чел. (33,3%), молодых специалистов со стажем работы до 5 лет — 8 чел. (24,2%), без категории — 8 чел. (24,2%).

В целях повышения качества образовательной деятельности в гимназии проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой- обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, соответствии с потребностями МБОУ Гимназии г.Шагонар и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены на:

— сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;

-создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях;

-повышение уровня квалификации персонала.

Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее:

-образовательная деятельность обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом;

— в гимназии создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется подготовка новых кадров из числа собственных выпускников;

— кадровый потенциал гимназии динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов. 

         VI. Оценка материально-технической базы

Тип здания — кирпичное

  1. Год ввода в эксплуатацию –2000_
  2. Проектная мощность          — 112_
  3. Реальная наполняемость    — 251
  4. Всего  учебных кабинетов — 11

5. Перечень мастерских — 0

  • Библиотека: площадь  — 35,2
  •  Спортивный зал — _0_,           площадь – 0
  •  Спортивная площадка — 1,    площадь — 400,0
  • Буфет  — ___1____,          площадь — 45, 0       число посадочных мест — __32__
  • Актовый зал — ______нет__
  • Медицинский кабинет – да

Материально-техническое обеспечение МБОУ Гимназии г.Шагонар не позволяет реализовать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудовано 11 кабинетов:

— 4 кабинета начальных классов

— 1 кабинет информатики

— 1 кабинет русского языка и литературы

— 1 кабинет родного языка

— 1 кабинет истории

— 1  кабинет физики

— 1 кабинет географии

— 1 актовый зал

В МБОУ Гимназии г.Шагонар нет кабинетов для лабораторных и практических работ по химии, физике, биологии, географии. Под кабинет технологии выделено помещение на 1 этаже, кабинет оснащен 4 автоматическими швейными машинками, приобретенными в 2018 году.

 Анализ показателей указывает на то, что МБОУ Гимназия г.Шагонара имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и позволяет реализовать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования. Гимназия укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся. Несмотря на ряд положительных факторов, учащиеся 5 классов в 2018, 2019 годах,  6 класса в 2018 году показали низкие образовательные результаты  по итогам Всероссийских проверочных работ по предмету «Русский язык», выпускники 9 классов 2 года подряд в 2018, 2019 годах также показали низкий результат подготовки к основному государственному экзамену по предмету «Математика», а выпускники 11 класса показали низкие результаты по итогам ЕГЭ по математике в 2019 году.

         Цель Всероссийских проверочных работ: обеспечение единства образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствование оценки качества образования и поддержки ФК ГОС и ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений обучающихся.

Ответственным (школьным) координатором проведения ВПР по МБОУ Гимназии г.Шагонар была назначена заместитель директора по УВР Байкара К.А., организаторами выступили учителя и педагогические работники МБОУ Гимназии г.Шагонар, техническим специалистом была назначена учитель информатики.

При организации ВПР были внесены необходимые изменения в расписание занятий МБОУ Гимназии г.Шагонар в дни проведения ВПР, а также проведены подготовительные мероприятия для включения образовательной организации в списки участников ВПР, в том числе, авторизация на портале сопровождения ВПР https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru, получение логина и пароля доступа в личный кабинет образовательной организации, заполнение анкеты участника ВПР, получение инструктивных материалов и образцов работ.

Доля участников ВПР 2018, 2019 годов, получивших низкие результаты:

Предмет дата класс Количество учащихся по списку Количество участников ВПР Доля участников
Русский язык 17.04.2018 5 19 19 100%
Русский язык 25.04.2019 5 22 21 95,5%
Русский язык 25.04.2018 6 19 19 100%

Анализ Всероссийской проверочной работы

по русскому языку в 5 классе 2018 г

Работа проводилась 17 апреля 2018 года. Назначение ВПР по русскому языку — оценить уровень   общеобразовательной подготовки  обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

В работе приняли участие 19 человек.

Учитель –предметник Дамдын Ч.Н.

Структура проверочной работы.

Работа содержит 12 заданий, из них 11 задания базового уровня, которые выполняются на базовом уровне сложности, 1 задание повышенного уровня.

Часть 1 проверяет качество списывания предложенного текста, знание основ орфографических правил (правописание гласных и согласных в корне слова), расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Успешное выполнение задания опирается на навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметным умением проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

Часть 2 состоит из 11 заданий:

Задание 2. Выполнить языковые разборы

(1) – фонетический разбор

(2) – морфемный разбор слова;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3. Поставить знак ударения в словах.

Задание 4. Над каждым словом написать, какой частью речи оно является. Записать, какие из известных частей речи отсутствуют в предложении.

Задание 5. Выписать предложение с прямой речью. Расставьте знаки препинания. Составить схему предложения.

Задание 6. Выписать предложение, в котором необходимо поставить запятые. Написать, на каком основании  сделан выбор.

Задание 7. Выписать предложение, в котором необходимо поставить запятую. Написать, на каком основании  сделан выбор.

Работа по тексту:

Задание 8. Определить и записать основную мысль текста.

Задание 9. Ответить на вопрос

Задание 10. Определить, какой тип речи представлен в предложениях 7-10 текста. Записать ответ.

Задание 11. В предложениях 5-7 найти слово

Задание 12. В предложениях 3-5 найти антоним к слову

Система оценивания выполнения отдельных заданий и

проверочной работы в целом.

Задание 1 повышенного уровня оценивается по критериям:

К1 — от 0 до 4 баллов К2 — от 0 до 3 баллов К3 — от 0 до 2 баллов

Максимальное количество — 9 баллов.

Задания базового уровня (задания 2-12) оцениваются следующим образом:

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
К1 К2 К3 К4 1 2 1 2 1 2 1 2
3 3 3 3 2 3 2 2 2 2 1 2 1 2 2 1 1 1

Максимальное количество — 36 баллов

ВПР по русскому языку включает 2 варианта: 9 вариант выполняли 9 учащихся;  10 вариант – 10 учащихся; Данная работа по русскому языку была рассчитана на 60 минут.

Критерии оценивания:

от 0 до 17 баллов – «2» от 29 до 38 баллов – «4»
от 18 до 28 баллов – «3» от  39 до 45 баллов – «5»

Выполнили работу

На «5» — 0 чел.

На «4» -2 чел.

На «3» — 3 чел.

На «2» — 14 чел.

Результаты ВПР по русскому языку представлены в виде таблицы:

Класс Всего в классе Выполняли работу Оценки СБ КЗ Усп. Обучен-ность
«5» «4» «3» «2»
5 19 19 0 2 14 1 2,37 10,53% 26,32% 24,21%
      0% 10,5% 15,8% 73,7%        

Анализ выполнения заданий ВПР по русскому языку в 5 классе:

N ФИО Класс Вар. Выполнение заданий Перв. балл Отм. *Отм. по журналу    
   
1 К1 1 К2 1 К3 2 К1 2 К2 2 К3 2 К4 3 4(1) 4(2) 5(1) 5(2) 6(1) 6(2) 7(1) 7(2) 8 9 10 11 12  
М
а
к
с
4 3 2 3 3 3 3 2 3 2 2 2 2 1 2 1 2 2 1 1 1  
     
   
1 5001     9   23 3 4                    
2 5002     9   12 2 4
3 5003     10   10 2 3
4 5005     9   11 2 3
5 5006     9   19 3 4
6 5007     9   9 2 3
7 5009     10   6 2 3
8 5010     10   6 2 4
9 5011     10   12 2 4
10 5012     10   6 2 3
11 5013     10   18 3 4
12 5014     9   10 2 4
13 5015     9   16 2 4
14 5016     9   29 4 4
15 5017     9   31 4 5
16 5020     10   8 2 3
17 5021     10   2 2 3
18 5022     10   11 2 3  
19 5023     10   4 2 3  

Типичные ошибки при выполнении заданий были следующие:

  1. Знаки препинания при прямой речи.
  2. Знаки препинания при обращении.
  3. Знаки препинания в сложном предложении.
  4. Определение основной мысли текста.
  5. Фактическое понимание текста.
  6. Типы речи.

Причины допущенных ошибок:

 -неумение обучающихся видеть орфограммы, подбирать проверочные слова;

-неумение самостоятельно использовать изученные правила;

-кратковременная и ослабленная память у некоторых детей;

-слабое усвоение теоретического материала по темам: «Выполнение грамматических разборов», « Орфоэпические нормы», «Правописание корней», , «Типы речи» и др.;

-отсутствие достаточных навыков самостоятельной работы.

Рекомендации учителю русского языка и литературы Дамдын Ч.Н.:

В  курсе русского языка  уделить больше внимание при изучении материала тем вопросам, в которых  были допущены ошибки. Такие  проверочные работы предлагать учащимся чаще для формирования основных умений.

Следует включить в дальнейшую работу следующие пункты:

— продолжить работу над разборами слов; анализом текстов;

— выстроить работу на уроках по записи текстов, направленных на знание орфографических и пунктуационных правил русского языка

-тренировать учащихся в выполнении тестовых работ;

-продолжить работу над выработкой у учащихся навыков самопроверки и самоконтроля;

— в целях совершенствования орфографической зоркости вести индивидуальную дифференцированную работу с учетом пробелов в знаниях, умениях и навыках.

  Кол-во уч. %
Понизили ( Отм.< Отм.по журналу) 18 95
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу) 1 5
Повысили (Отм.> Отм.по журналу) 0 0
Всего*: 19 100

Данная работа выявила, что большинство учащихся  не подтвердило свои оценки за предыдущий триместр.

Анализ Всероссийской проверочной работы

по русскому языку в 5 классе в 2019 году

ВПР по русскому языку проводилась в целях мониторинга качества подготовки обучающихся 5-го класса, направленного на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Задания диагностической работы призваны выявить уровень владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями. Помимо предметных умений, все задания предполагали проверку универсальных учебных действий: регулятивных и познавательных.

ВПР по русскому языку проводилась в форме письменной работы. Проверочная работа состояла из 12 заданий, которые были рассчитаны на базовый  уровень усвоения содержания учебного материала. Время выполнения проверочной работы – 60 минут.

Перед началом работы все обучающиеся прошли подробный инструктаж по его проведению.

Работа включает в себя 12 заданий, в задании №1 учащиеся должны были переписать текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Упражнение нацелено на совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; овладение основными нормами литературного языка (орфографическими, пунктуационными); повысить стремление к речевому самосовершенствованию, соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка. Задание №2 – выполнить языковые разборы, целью которого является расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, выполнение фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического анализа слов; проводить анализ словосочетания и предложения. Задания № 8-12 даны по тексту 2.

  1К1 1К2 1К3 2К1 2К2 2К3 2К4 3 4(1) 4(2) 5(1) 5(2) 6(1) 6(2) 7(1) 7(2) 8 9 10 11 12
Вся выборка 57 54 89 56 82 50 56 76 76 55 59 47 61 52 58 48 46 51 49 70 84
Респ. Тыва 46 52 83 55 75 47 51 73 62 43 49 33 51 37 42 30 42 42 45 57 74
Улуг-Хемский район 36 53 84 48 74 48 50 80 61 42 52 32 55 37 50 28 46 46 38 58 73
МБОУ Гимназия 40 11 93 48 67 43 32 64 32 5 12 2 26 0 26 5 38 43 19 38 5

С работой учащиеся не справились и показали менее 50% выполнения по 18 пунктам заданий из 21, что означает, что 85% упражнений ВПР не выполнены. Успешно выполнено задание №1К3, нацеленное на проверку умений  соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактирование письменных текстов разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка, и задание №2К2, проверяющее формирование навыков проведения различных видов анализа слова.

Соответствие отметок за выполненную работу и отметок по журналу

Выполнение заданий проверялось в соответствии с системой оценивания проверочной работы

Отметка «2» «3» «4» «5»
Баллы 0 – 17 18-28 29-38 39-45

Справились с работой  38%   (8 учащихся), качество знаний 4.76%, успеваемость — 38.10%, обученность — 24.95%, средний балл  — 2.43.

Дата проведения Всего в классе Выпол- няли работу Оценки % обучен- ности % качест- ва знаний Ср. балл
«5» «4» «3» «2»
25.04.2019 21 21 0 1 7 13 24.95 4.76 2.43

Каждый вариант работы состоял из 12 заданий

Задание 1: осложненное списывание текста (проверка разделов языкознания «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация»).

Задание 2: выполнение фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического разбора.

Задание 3: орфоэпические нормы

Задание 4: по морфологии (различение частей речи).

Задание 5: по синтаксису: распознавание предложения с прямой речью, расстановка знаков препинания и составление схемы

Задание 6: по синтаксису: распознавание предложения с обращением. Аргументация постановки знаков препинания.

Задание 7: по синтаксису: распознавание сложного предложения. Аргументация постановки знаков препинания.

Задание 8, 9, 10: анализ текста: определение основной мысли, понимание смысла. Определение типа речи.

Задание 11, 12: по лексике: нахождение слова по лексическому значению, нахождение антонима.

Задание №1 оценивалось по 3 критериям.

К1 – соблюдение орфографических норм. Без ошибок выполнила одна учащаяся, не справились с заданием 7 учащихся (33%).

К2 соблюдение пунктуационных норм, без ошибок выполнили  — 0, не справились с заданием – 12 учащихся (57%).

К3 – правильность списывания текста, не допустили ошибок 17 учащихся (81%), не справились с заданием – 0.

Задание №2 включало виды языковых разборов:

К1 – фонетический разбор;

К2 – морфемный разбор;

К3 – морфологический разбор;

К4 – синтаксический разбор предложения.

К1 (фонетический разбор) – без ошибок выполнили 4 учащихся (19%), не справились с заданием – 2 учащихся (9%).

К2 (морфемный разбор) – без ошибок выполнили 5 учащихся (24%), не справились с заданием – 2 учащихся (9%).

К3 (морфологический разбор) – без ошибок выполнили 6 учащихся (29%), не справились  —  9 учащихся (43%).

К4 (синтаксический разбор предложения) – не справились с заданием 8 учащихся (38%), остальные допустили ошибки.

При выполнении задания №3 (орфоэпические нормы) – без ошибок выполнили 10 учащихся (48%), не справились с заданием – 4 учащихся (19%).

Задания №4 (распознание частей речи – морфология).

4.1 (обозначение частей речи в предложении) – без ошибок выполнили 2 учащихся (9%), не справились с заданием – 9 учащихся (43%).

4.2 (указание отсутствующих частей речи) – без ошибок выполнила 1 учащаяся, остальные не справились с заданием.

Задание №5 (распознание предложения с прямой речью, расстановка знаков препинания и составление схемы).

5.1 (расстановка знаков препинания) – без ошибок выполнили 2 учащихся (9%), остальные не справились с заданием.

5.2 (составление схемы) – не справились с заданием все учащиеся.

Задание №6 (распознание предложения с обращением, аргументация постановки знаков препинания).

6.1 (распознавание предложения с обращением) – без ошибок выполнили 4 учащихся (4%), не справились – 12 учащихся (57%).

6.2 (аргументация постановки знаков препинания) – все не справились с заданием (100%).

Задание №7 (распознание сложного предложения, аргументация постановки знаков препинания).

7.1 (распознавание сложного предложения) – без ошибок выполнили 5 учащихся (24%), не справились с заданием – 15 учащихся (71%).

7.2 (аргументация постановки знаков препинания) – выполнила без ошибок 1 учащаяся, остальные не справились с заданием.

Обучающиеся при выполнении 5, 6, 7 заданий показали плохие результаты, что свидетельствует о незначительных знаниях по синтаксису, неумении распознавать предложения с прямой речью, обращениями, неумении правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях.

Задание №8 (основная мысль текста) – справились с заданием и заработали максимальный балл 8 учащихся (38%), остальные не справились.

Задание №9 (понимание смысла текста) – без ошибок выполнили 9 учащихся (43%), остальные не справились.

Задание №10 (типы речи) – выполнили без ошибок 4 учащихся (19%), остальные не справились с заданием.

Задание №11 (лексическое значение слова) – без ошибок выполнили 8 учащихся (38%), остальные не справились.

Задание №12 (антонимы) – правильно выполнила 1 учащаяся, остальные не справились.

При выполнении заданий 8-12 учащиеся испытывали трудности, так как низкая техника чтения не позволила понять текст, данный для анализа и грамотно сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Вывод:

Уровень орфографической грамотности обучающихся 5 класса средний. К типичным можно отнести следующие:

  • правописание проверяемой безударной гласной в корне слова;
  • правописание проверяемой и непроверяемой согласной в корне;
  • правописание окончаний самостоятельных частей речи.

Уровень пунктуационной грамотности слабый. Типичные ошибки:

  • постановка знаков препинания в  предложениях с однородными членами;
  • постановка лишних знаков препинания.

        Следует отметить низкую подготовку к ВПР мальчиков 5 класса, которые имеют существенные пробелы в знаниях по русскому языку. У обучающихся не сформированы навыки самоконтроля и саморазвития (универсальные учебные действия: регулятивные и познавательные). Учащимся требуется особое внимание, индивидуальная работа по устранению пробелов в знаниях.

Рекомендации учителю русского языка и литературы Бадан-оол Ч.С.

— запланировать коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;

— усилить практическую работу по языковым разборам;

— продолжить работу по технике чтения, анализу текста.

Анализ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

по русскому языку в 6 классе 2018 г

Работа проводилась 25 апреля 2018 года

Назначение ВПР по русскому языку — оценить уровень   общеобразовательной подготовки  обучающихся 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

В работе приняли участие 19 человек

Структура проверочной работы.

Работа содержит 14 заданий, из них 13 заданий базового уровня, которые выполняются на базовом уровне сложности, 1 задание повышенного уровня. Задания 1-3, 7-12, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 4-6, 13 – краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

Часть 1 проверяет качество списывания предложенного текста, знание основ орфографических правил (правописание гласных и согласных в корне слова), расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Успешное выполнение задания опирается на навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметным умением проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

Часть 2 состоит из 13 заданий. Выполнение заданий 2-8 требует от учащихся определенных знаний и умений в области словообразования и морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации. Задания 9-14 направлены на выявление уровня владения познавательными УУД.

Структура работы

Вариант 9 Вариант 10
Задание 2. Выполнить языковые разборы
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слов;
утре(н,нн)ий добротой
(3) – морфологический разбор слова;
увидели затерялась
(4) – синтаксический разбор предложения.
Затрещал, зашелестел на противоположном берегу невысокий кустарник. Поляну большими скачками пересекала белка.
Задание 3. Найти слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выписать это слово. Объяснить причину данного несовпадения.
Задание 4. Поставить знак ударения в словах.
Задание 5. Над каждым словом написать, какой частью речи оно является.
Задание 6. Найти и исправить ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Записать правильный вариант формы слова (слов).
Задание 7. Выписать предложение, в котором нужно поставить тире. Написать, на каком основании  сделан выбор.
Задание 8. Выписать предложение, в котором необходимо поставить две запятые. Написать, на каком основании  сделан выбор.
Работа по тексту: Задание 9. Определить и записать основную мысль текста.
Задание 10. Составить и записать план текста из трёх пунктов.
Задание 11. Ответить на вопрос
Почему, по мнению автора текста, ткачихи изготавливали полотенца именно весной, до начала полевых работ? Почему беличий хвост, по мнению автора текста,очень чувствителен к холодам?
Задание 12. Определить и записать лексическое значение слова. Подобрать и записать предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Слово «несли»  из  предложения 12. Слово «работали» из   предложения 17.
Задание 13. Определить стилистическую окраску слова, записать. Подобрать и записать синонимы к этому слову.
Слово «незамысловатая»  из предложения 6 Слово «бросились»  из  предложения 15
Задание 14. Объяснить и записать значение фразеологизма. Используя не менее двух предложений, описать ситуацию, в которой будет уместно употребление данного фразеологизма. Включить фразеологизм в одно из предложений.
Фразеологизм  тише воды, ниже травы Фразеологизм  зуб на зуб не попадает

Таблица 1

Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:

−  морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; 

−  словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую (-ие) морфему(ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;

−  морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной  части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова; 

−  синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности. 

Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.

Задание 3 нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава,  осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове; познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные  звуко-буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.

Задание 4 направлено на выявление уровня владения  орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

В задании 5 проверяется учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении; познавательные (осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций) универсальные учебные действия.

Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.

Задания 7 и 8 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; обращение, однородные члены предложения, сложное предложение); умение применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе − с помощью графической схемы; а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать  предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).  

В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 10 проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с  соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными УУД (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в  плане последовательность содержания текста).

Задание 11 также предполагает  ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов  (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления.

Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение  многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), построенном с учетом норм создания предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные УУД). 

В задании 13 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую окраску заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма  (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение  строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание  нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися  эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Система оценивания выполнения отдельных заданий и

проверочной работы в целом.

Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям от 0 до 9 баллов.  Максимальное количество — 9 баллов.

К1 — от 0 до 4 баллов К2 — от 0 до 3 баллов К3 — от 0 до 2 баллов

Таблица 2

Задания 2-14 оцениваются следующим образом:

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
К1 К2 К3 К4 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
3 3 3 3 1 1 2 3 2 1 1 2 1 2 3 2 1 2 1 1 2 2

Таблица 3

Максимальное количество — 42 балла

Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.

Ответ на каждое из заданий 3, 4, 6, 7, 9, 11, 13 оценивается от 0 до 2 баллов. 

Ответ на каждое из заданий 5, 8, 10, 12 оценивается от 0 до 3 баллов.

Ответ на задание 14 оценивается от 0 до 4 баллов.

Правильно выполненная работа оценивается 51 баллом.

Критерии оценивания ВПР:

от 0 до 24 баллов – «2» от 35 до 44 баллов – «4»
от 25 до 34 баллов – «3» от 45 до 51 баллов – «5»

ВПР по русскому языку включает 2 варианта: 9 вариант выполняли 9 учащихся; 10 вариант – 10 учащихся.  Данная работа по русскому я языку была рассчитана на 90 минут.

Результаты ВПР по русскому языку представлены в виде таблицы:

Класс Всего в классе Выполняли работу Оценки Средний балл Кач-во знаний Успев. (%)
«5» «4» «3» «2»
6 19 19 0 8 5 6 3,1 41,47% 68,42%
      0% 42,1% 26,3% 31,6%      

В сравнении с результатами 3 четверти результаты учащихся выглядят так:

 
 
 
  Кол-во уч. %
Понизили ( Отм.< Отм.по журналу) 8 42
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу) 10 53
Повысили (Отм.> Отм.по журналу) 1 5
Всего*: 19 100

Анализ выполнения заданий ВПР по русскому языку в 6 классе:

N ФИО Класс Вар. Выполнение заданий Перв. балл Отм. *Отм. по журналу    
   
1К1 1К2 1К3 2К1 2К2 2К3 2К4 3(1) 3(2) 4 5 6 7(1) 7(2) 8(1) 8(2) 9 10 11 12(1) 12(2) 13(1) 13(2) 14(1) 14(2)  
М
а
к
с
4 3 2 3 3 3 3 1 1 2 3 2 1 1 2 1 2 3 2 1 2 1 1 2 2  
     
 
1 6001     10   22 2 3  
2 6003     9   25 3 4  
3 6004     9   35 4 4  
4 6005     9   35 4 4  
5 6006     9   24 2 3  
6 6007     10   36 4 4  
7 6008     9   36 4 3  
8 6009     10   2 2 3  
9 6010     10   17 2 4  
10 6011     10   30 3 3  
11 6012     9   25 3 3  
12 6013     10   35 4 4  
13 6014     9   35 4 4  
14 6016     9   22 2 3  
15 6017     9   27 3 5  
16 6018     10   35 4 4  
17 6019     10   35 4 4  
   
18 6020     10   21 2 4  
19 6021     10   25 3 3  

Анализ выполнения заданий ВПР по русскому языку шестиклассниками показал неравномерность полученных результатов. Большая часть участников ВПР хорошо выполнили задания №  1К3, 2К1 и 4,5. Трудность вызвало задание 14.1 и 14.2; 13,2. Эти задания вызвали сложность у всех участников ВПР, вне зависимости от их подготовленности, но с разной степенью затруднений.  Хуже всего учащиеся 6-х классов справились с заданием № 6  – «Распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения». Хорошо освоили материал в задании № 2 К1 «Морфемный анализа слова»   и задание №1К3 «Правильность списывания» , задание № 4 «Проводить орфоэпический анализ слова; определять место ударного слога» . Некоторые учащиеся испытывают трудности при работе с текстом: из 2 части затруднения были с заданиями № 9 учащиеся не смогли определить основную мысль текста. № 13.1. С этим заданием не справились, не смогли правильно определить лексическую принадлежность слова и подобрать к нему синоним .

Не справились с ВПР и набрали наименьшее количество баллов (до 24 баллов – «2») — 6 обучающихся.

В соответствии с вышеизложенным необходимо:

1. Повторить орфограммы по правописанию безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне; правописанию согласной в корне; правописание частицы НЕ со словами; правописание приставок; правописание местоимений.

2. Выполнение различных заданий на отработку умений по определению грамматической основы предложения.

3. Выполнение различных заданий на отработку умений по определению знаков препинания в предложениях.

4. Усилить работу по распознаванию различных частей речи в предложении.

5. Усилить работу по языковым разборам (морфологический, морфемный, словообразовательный, фонетический разборы).

6. Усилить работу по развитию речи (фразеологизмы, антонимы и синонимы)

ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 2018, 2019 годах

Анализ качественных результатов по русскому языку позволяет сделать выводы, что учащиеся 5 класса не достигли планируемых результатов. Результативность (успешность) выполнения проверочных работ не составила 100% по русскому языку в данных классах.

Учителя, преподающие предмет «Русский язык и литература»:

  1.  Дамдын Ч.Н. — учитель без категории, стаж работы 6 лет.
  2. Бадан-оол Ч.С.., учитель первой категории со стажем работы 10 лет

Наименьший показатель качества знаний учащихся выявлен по результатам ВПР в 5 классе  — 4,7% (учитель-предметник  ), низкий показатель успеваемости 38% отмечен также в данном классе.  Не справились с проверочными работами 13 учащиеся, 1 отсутствовал.

Таким образом, результаты проверочных работ по русскому языку показали наличие ряда проблем в освоении содержания учебных предметов и формировании УУД:

— не сформированы в достаточной степени умение выполнять языковые разборы, целью которых является расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;

— не освоены базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматические категории языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, выполнение фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического анализа слов на низком уровне;

— в недостаточной степени сформированы умения проводить анализ словосочетания и предложения.

— в недостаточной степени сформированы умения формулировать основную мысль текста и письменно еѐ оформлять, задавать вопрос по тексту,

— в недостаточной степени сформированы умения самостоятельно делать выводы;

излагать своѐ мнение и его аргументировать  в соответствии  с поставленными задачами коммуникации.

Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать учителям на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения (учитель должен иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и, исходя из него, ставить ученику цель, которую он может достичь).

Анализ результата ОГЭ по математике в 2018 году выпускников 9 класса Гимназия г.Шагонара

05 июня 2018 года 19 выпускников 9 класса Гимназии сдавали экзамен по математике в форме ОГЭ. Экзамен начался в 10.00 часов по местному времени и длился 3 часа 55 минут.

Экзамен в 9-м классе проводится с целью государственной (итоговой) аттестации по математике выпускников общеобразовательных учреждений на основе оценки уровня овладения обучающимися программным материалом.

Работа состояла из двух частей. При выполнении заданий части 1 учащиеся должны были продемонстрировать базовую математическую компетентность. В этой части проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.

Эта часть содержала 20 заданий, каждое задание характеризуется пятью параметрами: элемент содержания, проверяемое умение, категория познавательной области, уровень трудности, форма ответа.

Задания части 1 предусматривают три формы ответа: с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов (4 задания), с кратким ответом (15 заданий) и на установление соответствия между объектами двух множеств (1 задание).

Часть 1 состоит из заданий базового уровня сложности (Б). Планируемые показатели выполнения заданий этой части работы находятся в диапазоне от 40 до 90%.

В экзаменационной работе задания по уровню сложности распределяются следующим образом: 9 заданий с планируемым процентом выполнения 70–90%, 5 заданий – 60–70% и 4 задания – 40–60%.

Часть 2 направлена на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Ее назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников.

Эта часть содержит 6 заданий повышенного (П) и высокого (В) уровней сложности из различных разделов курса математики (3 задания по геометрии, 3 задания по алгебре). Все задания требуют полной записи решения и ответа.

Задания части 2 расположены по нарастанию трудности – от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом и высокий уровень математической культуры.

Планируемые проценты выполнения заданий части 2: 21-23 – 40-50%, 24 – 20-40%, 25, 26 – менее 20%.

        Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 38. Из них – за модуль «Алгебра» – 22 балла, за модуль «Геометрия» – 16 баллов.

Рекомендуемый минимальный результат выполнения экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», — 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий двух модулей, при условии, что из них не менее 6 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия». Преодоление этого минимального результата даёт выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой оценки по математике или по алгебре и геометрии.

Ошибки в основном учащимися допущены в заданиях В6 – уравнение, неравенства и их системы, В7 – простейшие текстовые задачи, В9 – статистика и вероятность, В10 – графики функций, В12 – алгебраические выражения, В13 – расчеты по формулам, В14 — уравнение, неравенства и их системы, В15 – практические задачи по геометрии, В16 – треугольник, четырехугольник, многоугольник и их элементы, В20 – анализ геометрических высказываний.

№ задания Основные проверяемые требования  к  математической подготовке % выполнения
1 Уметь выполнять вычисления и преобразования 89,5%
2 Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скоро ти, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. 73,7%
  Уметь выполнять вычисления и преобразования 89,5
3 Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений 36,8
5 Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимо стей 63,2
  Уметь решать уравнения, неравенства и их системы 31,6
  Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учётом огра-, ничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объек- тов 31,6
  Анализировать реальные числовые данные, представленные в табли- цах, на диаграммах, графиках 63,2
  Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оце- нивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики 47,4
10 Уметь строить и читать графики функций 84,2
11 Уметь строить и читать графики функций 36,8
12 Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений 36,8
13 Осуществлять практические расчеты по формулам,  составлять не- 42,1
  сложные формулы, выражающие зависимости между величинами  
14 Уметь решать уравнения, неравенства и их системы 36,8
15 Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин 36,8
16 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами 31,6
17 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами 52,6
18 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами 52,6
19 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами 57,9
20 Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения 42,1

Во 2 части никто из выпускников правильно не решил ни одно задание.

Лучшие результаты по математике показали 5 человек, которые получили хорошую отметку.

Низкий результат у 10 учащихся, которые не преодолели минимальный порог по математике.

Для успешной сдачи экзамена по математике учащимся нужно начать готовиться с 5 класса, регулярно прорешивать КИМы по математике, решать онлайн-тесты, знать наизусть все формулы по математике.

         Исходя из этого, администрация и педагогический коллектив МБОУ Гимназии г.Шагонар провели PEST-анализ, который помогает выявить политические (Politic), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Tech) факторы внешней среды. Положительные и отрицательные факторы внешней среды, влияющие на учебную мотивацию школьников, — в таблице 1.

Таблица 1. Факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию школьников

Факторы Положительные Отрицательные
Политические Создание условий для самореализации личности ребенка определяется ФГОС Удовлетворение индивидуальных образовательных возможностей обучающегося ограничено материальными возможностями и гимназии, и родителей
Экономические Наличие квалифицированных педагогов Недостаточное оснащение материально-технической базы и библиотечного фонда гимназии. Низкий уровень жизни общества, отсутствие профессиональных ориентиров и стремления к самосовершенствованию
Социальные Развитие олимпиадного и конкурсного движения, системы дополнительного образования, системы внеурочных занятий Отсутствие целеполагания, жизненных ориентиров в семье и социальном окружении школьника
Технологические Применение современных образовательных технологий для формирования устойчивого познавательного интереса, построение индивидуальной траектории образования для личностного роста школьника Ориентация обучающихся и педагогов на успешную сдачу ГИА может привести к недостаточному освоению и использованию других технологий и методик, что повлечет снижение учебной мотивации

Вывод: анализ определяет основные аспекты, влияющие на развитие учебной мотивации. Необходимо создать условия для оптимального сочетания индивидуальных возможностей обучающихся с возможностями гимназии для вовлечения учащихся в активную образовательную деятельность.

Анализ перспектив повышения качества образования школьников

Кроме того, администрацией и педагогическим коллективом проведен SWOT-анализ, чтобы выявить сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны, возможности (Opportunities) и угрозы повышения мотивации школьников (таблица 2).

Таблица 2. Перспективы повышения качества знаний школьников

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) Благоприятные
возможности
(O)
Риски (T)
В МБОУ Гимназии г.Шагонар разработана основная образовательная программа, в которой определяются личностные результаты обучающихся Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса для удовлетворения образовательных возможностей обучающихся Использование разработанных методик и инструментария мониторинга успешности освоения ООП Изменение социально-экономической ситуации
Созданы условия для развития УУД, включая формирование компетенций обучающихся в области 
использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности
Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса для удовлетворения образовательных возможностей обучающихся Развитие
партнерства с
другими организациями для
реализации
социальных
ожиданий
обучающихся,
привлечение
специалистов для ведения внеурочных занятий и элективных курсов
Отсутствие необходимых условий для образовательной деятельности по запросам участников образовательных отношений
Реализованы
инновационные
образовательные
технологии в
образовательной
деятельности
Недостаточное
владение
активными
методами
обучения для
повышения
учебной мотивации
Развитие
современной
образовательной среды, внедрение
инновационных
технологий
Непонимание педагогами старшего поколения
необходимости профессионального роста и самосовершенствования
Школа укомплектована
профессионально
работающими
педагогами,
мотивированными на
высокие
образовательные
результаты
Увеличение доли
работающих
педагогов
пенсионного
возраста; уровень заработной платы ниже средней по
экономике
региона, которая уравнивается посредством ежеквартальных премиальных выплат;
профессиональное выгорание;
незащищенность педагога перед
субъектами
образовательных отношений
Непрерывное
педагогическое
образование,
повышение
квалификации
педагогических
работников
Отток молодых кадров из-за низкой профессиональной мотивации
Разработана в
программе внутренняя
система оценки качества
образования, есть
раздел о работе с
высокомотивированными
учащимися
Невысокие
результаты
успеваемости
учащихся и
результаты ГИА,
низкие показатели ВПР по отдельным предметам,
предметных
олимпиад
Планирование
деятельности по
развитию
индивидуальных
образовательных возможностей
обучающегося
Низкая учебная мотивация
обучающихся
Высока
удовлетворенность
участников
образовательного
процесса качеством
образовательных услуг
Недостаточно
развитые
способы оценки
метапредметных и личностных
результатов
учебной
деятельности,
непонимание
результативности формирования
портфолио
Изменение
системы
оценивания, учет качественных
изменений,
происходящих у
участников
образовательного процесса
Увеличение количества детей с
низкими показателями личностного роста
       

2.3. Оценка благоприятных возможностей программы:

1. Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения образовательного процесса в связи с открытием ЦОС в МБОУ Гимназии в 2020-21 учебном году создаст условия для выполнения требований к реализации основной ООП; индивидуальные образовательные траектории позволят удовлетворить высокие познавательные запросы обучающихся.

2. Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия учителей и родителей учащихся; создание культурнообразовательных центров расширит возможности для самореализации учащихся в различных направлениях образовательной деятельности.

3. Низкая вероятность. Существенное усиление влияния гимназии как  общественной организации на социум в населенном пункте.

На работу по повышению качества обучения  гимназии вляют различные факторы.

К внутренним причинам относятся следующие: 1) отсутствие преемственности между начальным и средним ступенями образования в 2016-18 годах, в связи с отсутствием 2,3,4 классов. В 2016-17 учебном году было сформировано 2 класса-комплекта первоклассников,  1 — третий класс,  1 —  четвертый класс и 1 —  пятый класс из учащихся школ кожууна и республики. Дети были набраны разного уровня подготовки, что сказалось на результатах ВПР в пследующие годы;

2) недостаточное оснащение материально-технической базы. Например, в кабинете информатики находятся морально устаревшие компьютеры 2004 года в количестве 7 штук. В среднем, на 1 компьютер полагется  36,5 ученика. Для того, чтобы провести урок с использованием ИКТ и выходом в интернет, учителям приходится приносить личные ноутбуки или просить на время проведения урока ноутбуки у своих коллег. Полностью укомплектованные классы с компьютером учителя и выходом в интернет — 3 кабинета начальных классов. Проекторы (телевизор) имеются в  5 кабинетах. Речи о системном, методичном проведении уроков с показом видеороликов, презентациями не идет;

3) недостаточный библиотечный фонд гимназии. Хотя ежегодно фонд пополняется закупками необходимых учебников, некоторые учебники устаревают или же не включаются в ФПУ текущего года;

4) ориентация обучающихся и педагогов на успешную сдачу диагностических замеров муниципального, регионального уровней, ВПР и ГИА может привести к недостаточному освоению и использованию других технологий и методик, что повлечет снижение учебной мотивации;

5) отток молодых кадров из-за низкой профессиональной мотивации.

К внешним причинам относятся следующие факторы:

 1) низкие материальные возможности родителей для обеспечения техническими средствами своих детей и удовлетворения их индивидуальных образовательных возможностей, в связи с высокими показателями многодетных и малообеспеченных семей;

2) низкая  учебная мотивация отдельных учащихся;

3) социальная безответственность родителей, отсутствие целеполагания, жизненных ориентиров в семье и социальном окружении учащегося.