Позиция педагогического коллектива по целеполаганию в вопросах повышения качества образования

 УТВЕРЖДЕН

приказом № 105 от 12 мая 2020г.
МБОУ Гимназии г.Шагонар 

Программа

МБОУ Гимназии г.Шагонар

по повышению качества знаний в 2020-21 учебном году

1. Паспорт программы

Основания
для разработки
программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897. 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1-15). 4. Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в сфере образования, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05375
Цель
программы
Организовать деятельность участников образовательных отношений по развитию индивидуальных способностей учащихся, имеющих повышенную и низкую учебную мотивацию, в том числе и учащихся, имеющих пробелы в знаниях, требующие их корректировки и дополнений.
Задачи
программы
Выявить учащихся, имеющих повышенную, среднюю и низкую учебную мотивациюРаспределить учащихся по группам «тьютор», «прорыв», «риск» для последующей их перегруппировки в конце 1,2,3 учебных четвертей и уменьшения количества учащихся группы «риск».Создать условия для развития индивидуальных способностей каждого учащихся.Обеспечить взаимодействие всех участников образовательных отношений для самореализации учащихся. 4. Организовать контроль за образовательными результатами учащихся
Основные
разработчики
программы
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР) Заместитель директора по научно-методической работе (НМР) Руководители школьных учебно-методических объединений (ШУМО) Педагог-психолог. Социальные педагоги
Сроки
реализации    
2020/21 учебный год
Ожидаемые
результаты
1. Качественные показатели: — повышение качества образовательных результатов; — разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий для учащихся 3 групп; — создание сетевого взаимодействия с другими ОО для самореализации учащихся; — социализация и развитие деловых качеств личности учащегося
2. Количественные показатели: — увеличение показателей среднего балла государственной итоговой аттестации (ГИА); — увеличение числа участников, призеров, победителей олимпиад, конкурсов различного уровня; — увеличение числа обучающихся, занимающихся в кружках и секциях дополнительного образования

2. Аналитико-прогностическое обоснование программы

2.1. Анализ внешних факторов, влияющих на показатели качества образования

Администрация и педагогический коллектив школы провели PEST-анализ, который помогает выявить политические (Politic), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Tech) факторы внешней среды. Положительные и отрицательные факторы внешней среды, влияющие на учебную мотивацию школьников, — в таблице 1.

Таблица 1. Факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию школьников

Политические Создание условий для самореализации личности ребенка определяется ФГОС Удовлетворение индивидуальных образовательных возможностей обучающегося ограничено материальными возможностями и гимназии, и родителей
Экономические Наличие квалифицированных педагогов Недостаточное оснащение материально-технической базы и библиотечного фонда гимназии.   Низкий уровень жизни общества, отсутствие профессиональных ориентиров и стремления к самосовершенствованию
Социальные Развитие олимпиадного и конкурсного движения, системы дополнительного образования, системы внеурочных занятий Отсутствие целеполагания, жизненных ориентиров в семье и социальном окружении школьника
Технологические Применение современных образовательных технологий для формирования устойчивого познавательного интереса, построение индивидуальной траектории образования для личностного роста школьника Ориентация обучающихся и педагогов на успешную сдачу ГИА может привести к недостаточному освоению и использованию других технологий и методик, что повлечет снижение учебной мотивации

Вывод: анализ определяет основные аспекты, влияющие на развитие учебной мотивации. Необходимо создать условия для оптимального сочетания индивидуальных возможностей обучающихся с возможностями школы для вовлечения учащихся в активную образовательную деятельность.

2.2. Анализ перспектив повышения учебной мотивации школьников

Администрация и педагогический коллектив провели SWOT-анализ, чтобы выявить сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны, возможности (Opportunities) и угрозы повышения мотивации школьников, — таблица 2.

Таблица 2. Перспективы повышения учебной мотивации школьников

В ОО разработана основная образовательная программа, в которой определяются личностные результаты обучающихся Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса для удовлетворения образовательных возможностей обучающихся Использование разработанных методик и инструментария мониторинга успешности освоения ООП Изменение социально-экономической ситуации
Созданы условия для развития УУД, включая формирование компетенций обучающихся в области 
использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности
Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса для удовлетворения образовательных возможностей обучающихся Развитие
партнерства с
другими организациями для
реализации
социальных
ожиданий
обучающихся,
привлечение
специалистов для ведения внеурочных занятий и элективных курсов
Отсутствие необходимых условий для образовательной деятельности по запросам участников образовательных отношений
Реализованы
инновационные
образовательные
технологии в
образовательной
деятельности
Недостаточное
владение
активными
методами
обучения для
повышения
учебной мотивации
Развитие
современной
образовательной среды, внедрение
инновационных
технологий
Непонимание педагогами старшего поколения
необходимости профессионального роста и самосовершенствования
Школа укомплектована
профессионально
работающими
педагогами,
мотивированными на
высокие
образовательные
результаты
Увеличение доли
работающих
педагогов
пенсионного
возраста; уровень заработной платы ниже средней по
экономике
региона, которая уравнивается посредством ежеквартальных премиальных выплат;
профессиональное выгорание;
незащищенность педагога перед
субъектами
образовательных отношений
Непрерывное
педагогическое
образование,
повышение
квалификации
педагогических
работников
Отток молодых кадров из-за низкой профессиональной мотивации
Разработана в
программе внутренняя
система оценки качества
образования, есть
раздел о работе с
высокомотивированными
учащимися
Невысокие
результаты
успеваемости
учащихся и
результаты ГИА,
низкие показатели ВПР по отдельным предметам,
предметных
олимпиад
Планирование
деятельности по
развитию
индивидуальных
образовательных возможностей
обучающегося
Низкая учебная мотивация
обучающихся
Высока
удовлетворенность
участников
образовательного
процесса качеством
образовательных услуг
Недостаточно
развитые
способы оценки
метапредметных и личностных
результатов
учебной
деятельности,
непонимание
результативности формирования
портфолио
Изменение
системы
оценивания, учет качественных
изменений,
происходящих у
участников
образовательного процесса
Увеличение количества детей с
низкими показателями личностного роста

2.3. Оценка благоприятных возможностей программы:

1. Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения образовательного процесса в связи с открытием ЦОС в МБОУ Гимназии в 2020-21 учебном году создаст условия для выполнения требований к реализации основной ООП; индивидуальные образовательные траектории позволят удовлетворить высокие познавательные запросы обучающихся.

2. Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия учителей и родителей учащихся; создание культурнообразовательных центров расширит возможности для самореализации учащихся в различных направлениях образовательной деятельности.

3. Низкая вероятность. Существенное усиление влияния гимназии как  общественной организации на социум в населенном пункте.

2.4. Оценка рисков программы

1. Средняя вероятность. Невысокие результаты успеваемости учащихся и результаты ГИА, низкие показатели ВПР, предметных олимпиад, увеличение количества школьников с низкими показателями личностного роста.

2. Низкая вероятность. Изменение социально-экономической ситуации; препятствия незапланированного стихийного характера (пандемия COVID-19).

Вывод: основными направлениями деятельности МБОУ гимназии г.Шагонар по развитию учебной мотивации учащихся являются:

— повышение уровня профессиональной компетенции учителя;

— материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;

— разработка индивидуальных образовательных траекторий для школьников, имеющих повышенную учебную мотивацию;

— вовлечение учащихся в систему дополнительного образования;

— развитие партнерства с другими организациями для реализации социальных ожиданий обучающихся, привлечение специалистов для ведения внеурочных занятий и элективных курсов из ММЦ «Улуг-Хемский», пожарной части Улуг-Хемского кожууна и др.

3. Основные мероприятия по реализации программы

Содержание Планируемый результат Сроки Ответственный
Работа с учащимися, имеющими повышенную, среднюю и низкую учебную мотивацию
Исследовать учебные
потребности мотивированных учащихся
Получить оперативную
информацию от учителей-предметников, классного руководителя по итогам стартовых диагностических работ, педагога-психолога
сентябрь,
ноябрь, январь, апрель
Заместитель
директора по УВР
Выявить потребности
мотивированных учащихся для развития творческих
возможностей
Запланировать систему
внеурочной деятельности,
дополнительного образования на 2020-21 учебный год
Май — июнь Заместитель
директора по УВР
Проанализировать, как учащиеся понимают собственные интеллектуальные процессы
(что и как я делаю)
Обобщить результаты
психологических тренингов,
тестирования, анкетирования
В течение
года
Педагог-психолог
Разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с повышенной учебной мотивацией Запланировать индивидуальную
работу с учащимися 3 групп
В течение
года
Учителя-
предметники,
классный
руководитель, педагог-психолог
Проанализировать достижения учащихся через формирование портфолио Получить объективную
информацию об успехах
учащегося
По четвертям Классный
руководитель
Проанализировать, как ученики умеют ставить цель любой учебной деятельности, в том числе цель урока и каждой его части Обобщить результаты
посещенных уроков, карты успешности
В течение
года
Заместитель
директора по УВР, НМР
руководители ШУМО
Организовать консультационную работу с участниками Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по вопросам подготовки и процедуре
проведения олимпиады
Обеспечить информационную
поддержку участников
олимпиады
В течение
года
Заместитель
директора по НМР,
учителя-
предметники
Организовать деятельность по подготовке учащихся к ВсОШ Разработать индивидуальные
образовательные траектории
для учащихся, которые показали высокие результаты на олимпиаде прошлого года и мотивировать не принявших участие во ВсОШ учащихся
Сентябрь Заместитель
директора по НМР,
учителя-
предметники
Проинформировать учеников о перечне олимпиад и конкурсов. Выявить олимпиады и конкурсы, в которых планируют участвовать
обучающиеся, через
анкетирование, собеседование с обучающимися и их  родителями, составить списки обучающихся по предметам и олимпиадам
Составить банк данных
участников олимпиад
Сентябрь Заместитель
директора по НМР,
учителя-
предметники
Организовать участие
школьников в олимпиадах,
конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных,
предметных неделях,
интеллектуальных марафонах
Поощрить успешное
продвижение учащихся
В течение
года
Заместитель
директора по УВР,
классный
руководитель
Организовать учебно-
исследовательскую деятельность с учащимися через проблемные уроки и внеурочную деятельность
Разработать и провести
учебные исследования,
семинары, практические
занятия, интеллектуальные
марафоны, конференции и др.
В течение
года
Заместитель
директора по УВР, НМР, руководители ШУМО,
учителя-
предметники
Организовать психолого-
педагогическую поддержку
участников олимпиадного
движения
Сформировать устойчивое
стремление к достижению
высоких результатов
В течение
года
Педагог-психолог
Организовать взаимодействие с социальными и профессиональными структурами с целью
профориентации выпускников
Выявить профессиональные
интересы учащихся
В течение
года
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители
Привлечь к мероприятиям в рамках предметных недель Организовать образовательные
квесты, предметные экспедиции, встречи с представителями науки и образования, экскурсии
в учреждения науки и
образования
В течение
года
Руководители ШУМО, учителя-
предметники
Работа с педагогическими работниками
Проанализировать, как учитель на учебных занятиях предлагает индивидуальные задания повышенной сложности Вовлечь мотивированных
школьников в учебную
деятельность на повышенном уровне сложности
В течение
года
Заместитель
директора по УВР, НМР
Выявить, как учитель вовлекает учащихся в разнообразную проектную деятельность Получить проектный результат, возможность обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых,
занимающихся научными
исследованиями
В течение
года
Учителя-
предметники
Проанализировать, как учитель создает ситуацию успешности на занятиях Внедрить в деятельность школы карту эффективности учебного занятия В течение
года
Заместитель
директора по УВР
Организовать методическую
работу с учителями по работе с мотивированными учащимися
Разработать и провести семинар-практикум по распространению лучшего опыта работы с учащимися, имеющими высокую учебную мотивацию В течение
года
Заместитель
директора по УВР, НМР
руководители ШУМО
Повысить профессиональный уровень учителей для работы с
высокомотивированными
учащимися
Организовать разбор заданий
олимпиадного цикла на
заседаниях ШУМО
Ноябрь Заместитель
директора по УВР, НМР
Проконтролировать, как учителя включают в уроки и внеурочную деятельность задания олимпиадного цикла Проанализировать учебные занятия В течение
года
Заместитель
директора по УВР, НМР
Организовать повышение
квалификации учителей по
вопросам подготовки к
олимпиадам через курсовую
подготовку
Сформировать план курсовой подготовки Март Заместитель
директора по УВР, НМР
Подготовить педагогический
совет по результативности
участия школьников в олимпиаде
Разработать план проведения педсовета, провести педсовет и
проконтролировать, как педагоги выполняют решение педсовета
Апрель Заместитель
директора по НМР
Выяснить, как учитель готовит мотивированных учащихся к ГИА (разбирает задания ЕГЭ части С) Проанализировать результаты тренировочных и
диагностических работ учащихся с высокой мотивацией
В течение
года
Заместитель
директора по УВР
Работа с родителями учащихся
Организовать консультации для родителей по выработке
индивидуальных образовательных траекторий
мотивированных учащихся
Разработать индивидуальные
образовательные траектории
В течение
года
Заместитель
директора по УВР, учителя-предметники, классные руковоители
Обеспечить систему работы по информированию родителей об итогах предметных олимпиад и
конкурсов
Разместить на официальном сайте https://gym-shagonar.rtyva.ru/ , информационном
стенде
итоги очных и дистанционных олимпиад и интеллектуальных конкурсов
В течение
года
Заместитель
директора по УВР, НМР
Организовать лекторий для родителей по ознакомлению с особенностями обучения и воспитания одаренных и мотивированных детей Разработать и реализовать курс лекций Сентябрь Педагог-психолог,
классные
руководители
Повышение эффективности управления
Разработать программу работы с учащимися, имеющими разную учебную мотивацию Запланировать
образовательную деятельность
Июнь Заместитель
директора по УВР
Сформировать банк данных о
семьях учащихся с повышенной, средней и низкой  учебной мотивацией
Систематизировать
информацию о семьях учащихся
Сентябрь, ноябрь, январь, апрель Социальный
педагог
Подготовить педагогический
совет по работе с
высокомотивированными и низкомотивированными
учащимися
Запланировать и провести
педсоветы, проконтролировать,
как педагоги выполняют
решение педсовета
Ноябрь, январь, март, май Заместитель
директора по УВР
Включить в положение о
внутренней системе оценки
качества образования раздел о работе с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию
Запланировать
образовательную деятельность
Август Заместитель
директора по УВР
Проконтролировать
формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
Выявить наличие оценочных
средств с разным уровнем сложности
В течение
года
Заместитель
директора по УВР
Разработать в программе
повышения качества
образования подпрограмму по работе с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию
Запланировать
образовательную деятельность
Июнь —
август
Заместитель
директора по УВР
Выявить предпочтения учащихся для реализации учебно-исследовательской
деятельности, изучения
предметов на повышенном
уровне и подразделить по учителям
Организовать факультативные
занятия, предполагающие
углубленное изучение предмета
Сентябрь, октябрь Заместитель
директора по УВР
Оценить материально-
техническое и информационное
обеспечение образовательного
процесса
Выявить наличие необходимых условий для комфортного образования Май — август директор
Организовать проведение
школьного тура ВсОШ
Запланировать деятельность по
выявлению и участию
мотивированных учащихся в
предметных олимпиадах
Октябрь Заместитель
директора по УВР, НМР
Организовать работу школьного научного общества учащихся (НОУ) и подразделить по учителям и ШУМО Разработать план НОУ,
представить результаты
проектной и исследовательской
деятельности учащихся
В течение
года
Заместитель
директора по УВР, НМР
Провести заседание школьных МО по работе с низкомотивированными учащимися Ознакомить с педагогическими
приемами, технологиями,
помогающими учителю работать с низкомотивированными
учащимися
Апрель —
май
Заместитель
директора по УВР,
руководители МО
Прогнозировать результаты
государственной аттестации
учащихся, имеющих повышенную мотивацию
Запланировать работу с
выпускниками — претендентами
на получение аттестата особого образца
В течение
года
Заместитель
директора по УВР
Выявить ресурсы, необходимые для обеспечения качества
подготовки обучающихся к
выбранным ими курсам по
выбору учебного плана
Обеспечить необходимыми
ресурсами реализацию учебного
плана в части, формируемой ОО
(курсов по выбору)
Май —
август
Руководитель ОО,
заместитель
директора по УВР,

Организовать образовательное
пространство Гимназии для повышения учебной мотивации учащихся
Разработать учебные планы,
планы внеурочной
деятельности, индивидуальные
образовательные траектории, расписание занятий и др.
Август —
сентябрь
Заместитель
директора по УВР
Проанализировать текущую,
промежуточную и итоговую
успеваемость для выявления
школьников с высокими
учебными показателями
Выявить результаты учебной
деятельности
В течение
года
Заместитель
директора по УВР

4. Механизм управления программой работы

по повышению качества образования

Управление реализацией программы предполагает создание специальной организационной структуры для осуществления управленческих функций согласно принятому распределению зон ответственности, в которую входят представители субъектов образовательной деятельности.

Директор гимназии обеспечивает продвижение реализации программы, ведет диалог с членами коллектива в зоне их ответственности, создает условия для развития мотивации школьников.
Осуществляет деятельность по финансовому обеспечению реализации программы (использование бюджетных средств; привлечение внебюджетных ресурсов).

Педагогический совет рассматривает вопросы педагогического и методического руководства образовательной деятельностью, проведения промежуточной аттестации, определяет претендентов на получение аттестата особого образца, медалей за успехи в учении.

Заместитель директора по УВР собирает и анализирует информацию о результатах учебной деятельности школьников с повышенной учебной мотивацией, определяет совместно с ШУМО учителей ближайшие и перспективные цели по развитию мотивации школьников, помогает разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с повышенной мотивацией.
Заместитель директора по НМР способствует развитию познавательных потребностей, способностей, духовного потенциала личности. Создает педагогически обоснованную и социально значимую систему внеклассной и внешкольной воспитательной работы, направленную на организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности, нацеленную на самоопределение и саморазвитие личности учащегося, оказывает методическую помощь классным руководителям в организации воспитательной работы.

Школьное учебно-методическое объединение рассматривает вопросы развития учебной мотивации школьников на заседаниях, развивает творчество и инициативу учителей по улучшению качества образования, организует работу по самообразованию учителей. Посещает учебные занятия в рамках предметных объединений и анализирует их с целью выявления положительного опыта работы с высокомотивированными учащимися. Разрабатывает дифференцированные контрольные работы для проведения промежуточной аттестации. Анализирует результаты образовательной деятельности по развитию мотивации школьников.

Социально-психологическая служба осуществляет диагностирование уровня мотивации школьников, анализирует результаты, вырабатывает рекомендации, проводит тренинги общения с учениками, родителями, педагогами, беседы, теоретические и практические семинары, индивидуальные и групповые консультации.

5. Ожидаемый результат реализации программы

 После реализации программы работы с мотивированными обучающимися в образовательной деятельности произойдут следующие изменения:

1. Повысится количество учеников, которые достигли предметных образовательных результатов блока «Выпускник получит возможность научиться».

2. Увеличится мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности у обучающихся.

3. Повысится количество баллов учеников на ГИА и количество учеников, сдавших ГИА по предметам на максимальный балл.

4. Увеличится количество призеров и победителей олимпиад и конкурсов.

5. Возрастет способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе высокой мотивации к обучению и познанию.

6. Сформируется готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.