Позиция педагогического коллектива по целеполаганию в вопросах повышения качества образования
УТВЕРЖДЕН
приказом № 105 от 12 мая 2020г.
МБОУ Гимназии г.Шагонар
Программа
МБОУ Гимназии г.Шагонар
по повышению качества знаний в 2020-21 учебном году
1. Паспорт программы
Основания для разработки программы | 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897. 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1-15). 4. Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в сфере образования, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05375 |
Цель программы | Организовать деятельность участников образовательных отношений по развитию индивидуальных способностей учащихся, имеющих повышенную и низкую учебную мотивацию, в том числе и учащихся, имеющих пробелы в знаниях, требующие их корректировки и дополнений. |
Задачи программы | Выявить учащихся, имеющих повышенную, среднюю и низкую учебную мотивациюРаспределить учащихся по группам «тьютор», «прорыв», «риск» для последующей их перегруппировки в конце 1,2,3 учебных четвертей и уменьшения количества учащихся группы «риск».Создать условия для развития индивидуальных способностей каждого учащихся.Обеспечить взаимодействие всех участников образовательных отношений для самореализации учащихся. 4. Организовать контроль за образовательными результатами учащихся |
Основные разработчики программы | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР) Заместитель директора по научно-методической работе (НМР) Руководители школьных учебно-методических объединений (ШУМО) Педагог-психолог. Социальные педагоги |
Сроки реализации | 2020/21 учебный год |
Ожидаемые результаты | 1. Качественные показатели: — повышение качества образовательных результатов; — разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий для учащихся 3 групп; — создание сетевого взаимодействия с другими ОО для самореализации учащихся; — социализация и развитие деловых качеств личности учащегося |
2. Количественные показатели: — увеличение показателей среднего балла государственной итоговой аттестации (ГИА); — увеличение числа участников, призеров, победителей олимпиад, конкурсов различного уровня; — увеличение числа обучающихся, занимающихся в кружках и секциях дополнительного образования |
2. Аналитико-прогностическое обоснование программы
2.1. Анализ внешних факторов, влияющих на показатели качества образования
Администрация и педагогический коллектив школы провели PEST-анализ, который помогает выявить политические (Politic), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Tech) факторы внешней среды. Положительные и отрицательные факторы внешней среды, влияющие на учебную мотивацию школьников, — в таблице 1.
Таблица 1. Факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию школьников
Политические | Создание условий для самореализации личности ребенка определяется ФГОС | Удовлетворение индивидуальных образовательных возможностей обучающегося ограничено материальными возможностями и гимназии, и родителей |
Экономические | Наличие квалифицированных педагогов | Недостаточное оснащение материально-технической базы и библиотечного фонда гимназии. Низкий уровень жизни общества, отсутствие профессиональных ориентиров и стремления к самосовершенствованию |
Социальные | Развитие олимпиадного и конкурсного движения, системы дополнительного образования, системы внеурочных занятий | Отсутствие целеполагания, жизненных ориентиров в семье и социальном окружении школьника |
Технологические | Применение современных образовательных технологий для формирования устойчивого познавательного интереса, построение индивидуальной траектории образования для личностного роста школьника | Ориентация обучающихся и педагогов на успешную сдачу ГИА может привести к недостаточному освоению и использованию других технологий и методик, что повлечет снижение учебной мотивации |
Вывод: анализ определяет основные аспекты, влияющие на развитие учебной мотивации. Необходимо создать условия для оптимального сочетания индивидуальных возможностей обучающихся с возможностями школы для вовлечения учащихся в активную образовательную деятельность.
2.2. Анализ перспектив повышения учебной мотивации школьников
Администрация и педагогический коллектив провели SWOT-анализ, чтобы выявить сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны, возможности (Opportunities) и угрозы повышения мотивации школьников, — таблица 2.
Таблица 2. Перспективы повышения учебной мотивации школьников
В ОО разработана основная образовательная программа, в которой определяются личностные результаты обучающихся | Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса для удовлетворения образовательных возможностей обучающихся | Использование разработанных методик и инструментария мониторинга успешности освоения ООП | Изменение социально-экономической ситуации |
Созданы условия для развития УУД, включая
формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности | Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса для удовлетворения образовательных возможностей обучающихся |
Развитие партнерства с другими организациями для реализации социальных ожиданий обучающихся, привлечение специалистов для ведения внеурочных занятий и элективных курсов | Отсутствие необходимых условий для образовательной деятельности по запросам участников образовательных отношений |
Реализованы инновационные образовательные технологии в образовательной деятельности |
Недостаточное владение активными методами обучения для повышения учебной мотивации |
Развитие современной образовательной среды, внедрение инновационных технологий |
Непонимание педагогами старшего поколения необходимости профессионального роста и самосовершенствования |
Школа укомплектована профессионально работающими педагогами, мотивированными на высокие образовательные результаты |
Увеличение доли работающих педагогов пенсионного возраста; уровень заработной платы ниже средней по экономике региона, которая уравнивается посредством ежеквартальных премиальных выплат; профессиональное выгорание; незащищенность педагога перед субъектами образовательных отношений |
Непрерывное педагогическое образование, повышение квалификации педагогических работников | Отток молодых кадров из-за низкой профессиональной мотивации |
Разработана в программе внутренняя система оценки качества образования, есть раздел о работе с высокомотивированными учащимися |
Невысокие результаты успеваемости учащихся и результаты ГИА, низкие показатели ВПР по отдельным предметам, предметных олимпиад |
Планирование деятельности по развитию индивидуальных образовательных возможностей обучающегося |
Низкая учебная мотивация обучающихся |
Высока удовлетворенность участников образовательного процесса качеством образовательных услуг |
Недостаточно развитые способы оценки метапредметных и личностных результатов учебной деятельности, непонимание результативности формирования портфолио |
Изменение системы оценивания, учет качественных изменений, происходящих у участников образовательного процесса |
Увеличение количества детей с низкими показателями личностного роста |
2.3. Оценка благоприятных возможностей программы:
1. Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения образовательного процесса в связи с открытием ЦОС в МБОУ Гимназии в 2020-21 учебном году создаст условия для выполнения требований к реализации основной ООП; индивидуальные образовательные траектории позволят удовлетворить высокие познавательные запросы обучающихся.
2. Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия учителей и родителей учащихся; создание культурнообразовательных центров расширит возможности для самореализации учащихся в различных направлениях образовательной деятельности.
3. Низкая вероятность. Существенное усиление влияния гимназии как общественной организации на социум в населенном пункте.
2.4. Оценка рисков программы
1. Средняя вероятность. Невысокие результаты успеваемости учащихся и результаты ГИА, низкие показатели ВПР, предметных олимпиад, увеличение количества школьников с низкими показателями личностного роста.
2. Низкая вероятность. Изменение социально-экономической ситуации; препятствия незапланированного стихийного характера (пандемия COVID-19).
Вывод: основными направлениями деятельности МБОУ гимназии г.Шагонар по развитию учебной мотивации учащихся являются:
— повышение уровня профессиональной компетенции учителя;
— материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
— разработка индивидуальных образовательных траекторий для школьников, имеющих повышенную учебную мотивацию;
— вовлечение учащихся в систему дополнительного образования;
— развитие партнерства с другими организациями для реализации социальных ожиданий обучающихся, привлечение специалистов для ведения внеурочных занятий и элективных курсов из ММЦ «Улуг-Хемский», пожарной части Улуг-Хемского кожууна и др.
3. Основные мероприятия по реализации программы
Содержание | Планируемый результат | Сроки | Ответственный |
Работа с учащимися, имеющими повышенную, среднюю и низкую учебную мотивацию | |||
Исследовать учебные потребности мотивированных учащихся |
Получить оперативную информацию от учителей-предметников, классного руководителя по итогам стартовых диагностических работ, педагога-психолога |
сентябрь, ноябрь, январь, апрель |
Заместитель директора по УВР |
Выявить потребности мотивированных учащихся для развития творческих возможностей |
Запланировать систему внеурочной деятельности, дополнительного образования на 2020-21 учебный год | Май — июнь |
Заместитель директора по УВР |
Проанализировать, как учащиеся понимают
собственные интеллектуальные процессы (что и как я делаю) |
Обобщить результаты психологических тренингов, тестирования, анкетирования |
В течение года | Педагог-психолог |
Разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с повышенной учебной мотивацией |
Запланировать индивидуальную работу с учащимися 3 групп |
В течение года |
Учителя- предметники, классный руководитель, педагог-психолог |
Проанализировать достижения учащихся через формирование портфолио |
Получить объективную информацию об успехах учащегося | По четвертям |
Классный руководитель |
Проанализировать, как ученики умеют ставить цель любой учебной деятельности, в том числе цель урока и каждой его части |
Обобщить результаты посещенных уроков, карты успешности |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, НМР руководители ШУМО |
Организовать консультационную работу с участниками
Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по вопросам подготовки и процедуре проведения олимпиады |
Обеспечить информационную поддержку участников олимпиады |
В течение года |
Заместитель директора по НМР, учителя- предметники |
Организовать деятельность по подготовке учащихся к ВсОШ |
Разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся, которые показали высокие результаты на олимпиаде прошлого года и мотивировать не принявших участие во ВсОШ учащихся | Сентябрь |
Заместитель директора по НМР, учителя- предметники |
Проинформировать учеников о перечне олимпиад и
конкурсов.
Выявить олимпиады и конкурсы, в которых планируют
участвовать обучающиеся, через анкетирование, собеседование с обучающимися и их родителями, составить списки обучающихся по предметам и олимпиадам |
Составить банк данных участников олимпиад | Сентябрь |
Заместитель директора по НМР, учителя- предметники |
Организовать участие школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах |
Поощрить успешное продвижение учащихся |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, классный руководитель |
Организовать учебно- исследовательскую деятельность с учащимися через проблемные уроки и внеурочную деятельность |
Разработать и провести учебные исследования, семинары, практические занятия, интеллектуальные марафоны, конференции и др. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, НМР, руководители ШУМО, учителя- предметники |
Организовать психолого- педагогическую поддержку участников олимпиадного движения |
Сформировать устойчивое стремление к достижению высоких результатов |
В течение года | Педагог-психолог |
Организовать взаимодействие с социальными и
профессиональными структурами с целью профориентации выпускников |
Выявить профессиональные интересы учащихся |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
Привлечь к мероприятиям в рамках предметных недель |
Организовать образовательные квесты, предметные экспедиции, встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования |
В течение года |
Руководители ШУМО, учителя- предметники |
Работа с педагогическими работниками | |||
Проанализировать, как учитель на учебных занятиях предлагает индивидуальные задания повышенной сложности |
Вовлечь мотивированных школьников в учебную деятельность на повышенном уровне сложности |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, НМР |
Выявить, как учитель вовлекает учащихся в разнообразную проектную деятельность |
Получить проектный результат, возможность
обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научными исследованиями |
В течение года |
Учителя- предметники |
Проанализировать, как учитель создает ситуацию успешности на занятиях | Внедрить в деятельность школы карту эффективности учебного занятия |
В течение года |
Заместитель директора по УВР |
Организовать методическую работу с учителями по работе с мотивированными учащимися | Разработать и провести семинар-практикум по распространению лучшего опыта работы с учащимися, имеющими высокую учебную мотивацию |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, НМР руководители ШУМО |
Повысить профессиональный уровень учителей для работы
с высокомотивированными учащимися |
Организовать разбор заданий олимпиадного цикла на заседаниях ШУМО | Ноябрь |
Заместитель директора по УВР, НМР |
Проконтролировать, как учителя включают в уроки и внеурочную деятельность задания олимпиадного цикла | Проанализировать учебные занятия |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, НМР |
Организовать повышение квалификации учителей по вопросам подготовки к олимпиадам через курсовую подготовку | Сформировать план курсовой подготовки | Март |
Заместитель директора по УВР, НМР |
Подготовить педагогический совет по результативности участия школьников в олимпиаде |
Разработать план проведения педсовета, провести
педсовет и проконтролировать, как педагоги выполняют решение педсовета | Апрель |
Заместитель директора по НМР |
Выяснить, как учитель готовит мотивированных учащихся к ГИА (разбирает задания ЕГЭ части С) |
Проанализировать результаты тренировочных и диагностических работ учащихся с высокой мотивацией |
В течение года |
Заместитель директора по УВР |
Работа с родителями учащихся | |||
Организовать консультации для родителей по
выработке индивидуальных образовательных траекторий мотивированных учащихся |
Разработать индивидуальные образовательные траектории |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, классные руковоители |
Обеспечить систему работы по информированию
родителей об итогах предметных олимпиад и конкурсов |
Разместить на официальном сайте https://gym-shagonar.rtyva.ru/
, информационном стенде итоги очных и дистанционных олимпиад и интеллектуальных конкурсов |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, НМР |
Организовать лекторий для родителей по ознакомлению с особенностями обучения и воспитания одаренных и мотивированных детей | Разработать и реализовать курс лекций | Сентябрь |
Педагог-психолог, классные руководители |
Повышение эффективности управления | |||
Разработать программу работы с учащимися, имеющими разную учебную мотивацию |
Запланировать образовательную деятельность | Июнь |
Заместитель директора по УВР |
Сформировать банк данных о семьях учащихся с повышенной, средней и низкой учебной мотивацией |
Систематизировать информацию о семьях учащихся | Сентябрь, ноябрь, январь, апрель |
Социальный педагог |
Подготовить педагогический совет по работе с высокомотивированными и низкомотивированными учащимися |
Запланировать и провести педсоветы, проконтролировать, как педагоги выполняют решение педсовета | Ноябрь, январь, март, май |
Заместитель директора по УВР |
Включить в положение о внутренней системе оценки качества образования раздел о работе с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию |
Запланировать образовательную деятельность | Август |
Заместитель директора по УВР |
Проконтролировать формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации |
Выявить наличие оценочных средств с разным уровнем сложности |
В течение года |
Заместитель директора по УВР |
Разработать в программе повышения качества образования подпрограмму по работе с учащимися, имеющими повышенную учебную мотивацию |
Запланировать образовательную деятельность |
Июнь — август |
Заместитель директора по УВР |
Выявить предпочтения учащихся для реализации
учебно-исследовательской деятельности, изучения предметов на повышенном уровне и подразделить по учителям |
Организовать факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета | Сентябрь, октябрь |
Заместитель директора по УВР |
Оценить материально- техническое и информационное обеспечение образовательного процесса | Выявить наличие необходимых условий для комфортного образования | Май — август | директор |
Организовать проведение школьного тура ВсОШ |
Запланировать деятельность по выявлению и участию мотивированных учащихся в предметных олимпиадах | Октябрь |
Заместитель директора по УВР, НМР |
Организовать работу школьного научного общества учащихся (НОУ) и подразделить по учителям и ШУМО |
Разработать план НОУ, представить результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, НМР |
Провести заседание школьных МО по работе с низкомотивированными учащимися |
Ознакомить с педагогическими приемами, технологиями, помогающими учителю работать с низкомотивированными учащимися |
Апрель — май |
Заместитель директора по УВР, руководители МО |
Прогнозировать результаты государственной аттестации учащихся, имеющих повышенную мотивацию |
Запланировать работу с выпускниками — претендентами на получение аттестата особого образца |
В течение года |
Заместитель директора по УВР |
Выявить ресурсы, необходимые для обеспечения
качества подготовки обучающихся к выбранным ими курсам по выбору учебного плана |
Обеспечить необходимыми ресурсами реализацию учебного плана в части, формируемой ОО (курсов по выбору) |
Май — август |
Руководитель ОО, заместитель директора по УВР, |
Организовать образовательное пространство Гимназии для повышения учебной мотивации учащихся |
Разработать учебные планы, планы внеурочной деятельности, индивидуальные образовательные траектории, расписание занятий и др. |
Август — сентябрь |
Заместитель директора по УВР |
Проанализировать текущую, промежуточную и итоговую успеваемость для выявления школьников с высокими учебными показателями |
Выявить результаты учебной деятельности |
В течение года |
Заместитель директора по УВР |
4. Механизм управления программой работы
по повышению качества образования
Управление реализацией программы предполагает создание специальной организационной структуры для осуществления управленческих функций согласно принятому распределению зон ответственности, в которую входят представители субъектов образовательной деятельности.
Директор гимназии обеспечивает продвижение
реализации программы, ведет диалог с членами коллектива в зоне их
ответственности, создает условия для развития мотивации школьников.
Осуществляет деятельность по финансовому обеспечению реализации программы
(использование бюджетных средств; привлечение внебюджетных ресурсов).
Педагогический совет рассматривает вопросы педагогического и методического руководства образовательной деятельностью, проведения промежуточной аттестации, определяет претендентов на получение аттестата особого образца, медалей за успехи в учении.
Заместитель директора
по УВР собирает и анализирует информацию о результатах учебной деятельности
школьников с повышенной учебной мотивацией, определяет совместно с ШУМО
учителей ближайшие и перспективные цели по развитию мотивации школьников,
помогает разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с
повышенной мотивацией.
Заместитель директора по НМР способствует развитию познавательных потребностей,
способностей, духовного потенциала личности. Создает педагогически обоснованную
и социально значимую систему внеклассной и внешкольной воспитательной работы,
направленную на организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности,
нацеленную на самоопределение и саморазвитие личности учащегося, оказывает
методическую помощь классным руководителям в организации воспитательной работы.
Школьное учебно-методическое объединение рассматривает вопросы развития учебной мотивации школьников на заседаниях, развивает творчество и инициативу учителей по улучшению качества образования, организует работу по самообразованию учителей. Посещает учебные занятия в рамках предметных объединений и анализирует их с целью выявления положительного опыта работы с высокомотивированными учащимися. Разрабатывает дифференцированные контрольные работы для проведения промежуточной аттестации. Анализирует результаты образовательной деятельности по развитию мотивации школьников.
Социально-психологическая служба осуществляет диагностирование уровня мотивации школьников, анализирует результаты, вырабатывает рекомендации, проводит тренинги общения с учениками, родителями, педагогами, беседы, теоретические и практические семинары, индивидуальные и групповые консультации.
5. Ожидаемый результат реализации программы
После реализации программы работы с мотивированными обучающимися в образовательной деятельности произойдут следующие изменения:
1. Повысится количество учеников, которые достигли предметных образовательных результатов блока «Выпускник получит возможность научиться».
2. Увеличится мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности у обучающихся.
3. Повысится количество баллов учеников на ГИА и количество учеников, сдавших ГИА по предметам на максимальный балл.
4. Увеличится количество призеров и победителей олимпиад и конкурсов.
5. Возрастет способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе высокой мотивации к обучению и познанию.
6. Сформируется готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.