Программа

УТВЕРЖДЕНА

Приказ №106 от 25.05.2020г.
МБОУ Гимназии г.Шагонар

Программа профориентационной работы с учащимися 1-11 классов в МБОУ Гимназии г.Шагонар на 2020-21 учебный год

Пояснительная записка

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Профориентационная работа занимает важное место в деятельности МБОУ Гимназии г.Шагонар, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник гимназии нашел более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация — умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле — длительный и необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х взаимосвязанных между собой  уровнях:  общественном и личностном.

Профессиональная ориентация в гимназии — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Целью профориентационной работы в МБОУ Гимназии г.Шагонар является:

  • формирование целостной картины мира труда.
  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • помощь в прохождении всех этапов личностного самоопределения, в осознанном поиске и выборе своего пути.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду,
  • помощь в формировании важных качеств и навыков: от трудолюбия до востребованных «гибких навыков» (софт скиллс).
  • передача практических знаний, необходимых для ориентации в мире труда.
  • привести к осознанной, самостоятельно проложенной, собственной образовательной, профессиональной, личностной траектории. 
  • профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда
  • профессиональная и личностная самореализация.

Профориентационная работа в МБОУ Гимназии г.Шагонар проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем,  учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, медработником, старшей вожатой и узкими специалистами из учреждений города и Улуг-Хемского кожууна, привлекаемыми к ведению внеурочных занятий  в 1-10 классах, элективных курсов в 10-11 классах.

Главные задачи деятельности по профориентации учащихся:

  • получить  данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся.
  • обеспечить широкий диапазон вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе;
  • научить учащихся анализировать свои возможности  и  способности, сформировать  потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
  • оказать дополнительную поддержку  некоторым  учащимся, имеющих сложности трудоустройства;
  • сформировать положительное отношение к труду;
  • выработка гибкой системы кооперации учащихся 9-11 классов гимназии с учреждениями профессионального образования.

Профориентационные задачи в начальной школе:

  • Завершение построения целостных и системных представлений об устройстве мира труда и профессий. Знакомство с производственными процессами всех видов деятельности и отраслей; понимание взаимодействия профессий и их функционала внутри отрасли; понимание взаимосвязей отраслей. (например, Инструмент «Игровая развивающая среда Навигатум» и т.д.)
  • Формирование любопытства как начального этапа в изучении видов деятельности и профессий (последующие этапы методики: вовлечение, направление и сопровождение).
  • Подготовка и инициация процессов личностного самоопределения (для возраста 9-10 лет).

  Профориентационные задачи в средних классах (5-8 классы): 

  • Запуск длинного процесса прохождения этапов самоопределения, помощь и поддержка учащихся на этом пути. Инструмент УМК «Самоопределение».
  • Изучение видов деятельности и профессий с точки зрения глубокого понимания профессионально важных качеств (ПВК). Изучение ПВК профессий совпадает с изучением собственных личностных качеств и способностей и позволяет определить подходящие и неподходящие виды деятельности. Инструмент УМК «Профориентация».
  • Вовлечение – методический этап, после этапа любопытства, расширяющий горизонты и знания в сферах, попавших в зону интересов (склонностей и способностей).  
  • Получение практических знаний и навыков, таких как:
    • Различие и понимание проф.терминологии и понятий. Например, отличия понятий «профессия», «специальность», «должность», «род деятельности» и др. Инструмент игра «ПРОФИ ПЛЮС».
    • Понимание устройства и иерархий в организациях разного типа: государственных, образовательных, научных, военных, производственных, коммерческих и др. Инструмент игровой модуль «Карьерная лестница».
  • Развитие навыков (софтскиллс), наиболее востребованных в обществе (творческое мышление; мультикультурность и других).

   Профориентационные задачи старших классов (9-11 классы): 

  • Построение индивидуальной образовательной, профессиональной, личностной траектории как закономерное следствие пройденных этапов самоопределения.
  • Направление – методический этап, направленный на получение практического опыта и проб.
  • Формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию – как завершающий этап основной стадии самоопределения учащихся в школьном возрасте. Инструмент УМК «Профориентация» и УМК «Самоопределение».

Основными направлениями профориентационной работе являются:

  • Профессиональная информация.
  • Профессиональное воспитание.
  • Профессиональный пример.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности  в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней  школе.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование —  изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Что касается форм работы, то это могут быть:

  • профориентационные уроки с использование интернет-ресурсов (например, https://moeobrazovanie.ru/  и мн.др.);
    • экскурсии на предприятия и в учреждения города Шагонар и республики, в ВУЗ-ы и СУЗы;
    • классные часы по профориентации;
    • встречи со специалистами;
    • профессиографические исследования;
    • родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Важно помнить, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра занятости населения, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

ЭТАПЫ  ПРОФОРИЕНТАЦИИ С УЧАЩИМИСЯ 1-11 КЛАССОВ

Возраст

5-8 лет | детский сад и 1 -2 класс школы

Описание этапа

Два прекрасных периода:
— стадия осмысленных почемучек;
— погружение в мир сюжетно-ролевых игр.

Цели и задачи

  • Системное знакомство с миром профессий через отрасли и виды трудовой деятельности. Это ответы на вопросы: Как устроен этот мир? Откуда берется металл? Как делают кашу? Какие виды транспорта существуют? Кто такие инженеры? … В сумме эти вопросы являются полным и системным описанием видов трудовой деятельности человека.

Практические и методические инструменты

  • Игровая развивающая среда » В мире профессий»  — целостное описание мира труда и профессий:
  • Мультсериал «В мире профессий» — песенки-стихи о сотне различных профессий. >>> (здесь и далее в качестве примера предоставлены материала с профориентационного сайта https://navigatum.ru )
    • Профисказки – это художественные сказки, героям приходится изучить, как устроены все отрасли. Профисказки дают системное представление об устройстве мира и взаимосвязи профессий.
    • Отраслевая карта  — это и визуализация, и поле для игр. Карта отражает все виды трудовой деятельности.
    • Сюжетно-ролевые игры и занятия по профисказкам и карте отраслей. (Методическое пособие, сценарии игр и рекомендации).

Результат

  • Ребенок с удовольствием изучает мир вокруг себя – узнает много профессий.
  • С серьезностью выполняет свои регулярные работы: ухаживает за растением, кормит животное, готовит сам и т.д. – выполняя работы по профессиям.
  • Ребенок имеет комплексное представление откуда берутся/получаются те или иные вещи и услуги, и какие профессии «стоят за этим».
  • Ребенок поиграл в эти профессии, а родитель (педагог) получил диагностику интересов.
  • Не пропущены никакие отрасли, а значит заложен фундамент для построения адекватной, взаимосвязанной, целостной картины мира. 

Возраст

9-10 лет | 3-4 класс школы

Описание этапа

Младшие школьники, у которых «детское» мышление, построенное на воображении, начинается меняться на последовательно-логическое.

Цели и задачи

  • Углубление и закрепление системных знаний об устройстве мира, понятиях труд и работа, атрибутах профессий, типах профессий. 
  • Переход от изучения отраслей к взаимосвязи отраслей и видов трудовой деятельности.

Практические и методические инструменты

  • УМК «Профориентация».
  • Сценарии занятий для младших классов «Лаборатория профессий» (авт. Г.Резапкина).
  • Мультимедийные игровые профориентационные материалы, карта отраслей и др.

Результат

Ученик знает, чем отличается труд от работы; понимает как устроены отрасли, как они взаимосвязаны, чем они занимаются, какие группы профессий объединяют. Что такое профессия, что такое предметы труда и др.


Возраст

10-12 лет | 4-5 класс

Описание этапа

Возраст, в котором уже можно найти скрытые таланты, склонности и интересы, а явно выраженные – проверить и укрепить.

Цели и задачи

  • Определение слабых и сильных качеств.
  • Формирование любопытства к профессии или виду деятельности.
  • Определение выраженных интересов.
  • Подготовка к переходу от «любопытства» к «вовлечению».
  • Изучение профессионально важных качеств профессий и проф. терминологии.

Практические и методические инструменты

  • Сценарии уроков по мультсериалу «Калейдоскоп Профессий» >>> (сезон «любопытство»).
  • Визуализированные тесты «Профитип» >>> на определение склонности к типу профессии и личных качеств.
  • Профориентационная игра «ПРОФИ ПЛЮС» >>> о должностях, профессиях и специальностях.
  • «Беседы о самоопределении» — цикл уроков Г. Резапкиной.
  • Дневники самоопределения (скетчбуки) >>>

Результат

  • У ученика есть явно выраженный интерес к какой-то деятельности (возможно, нескольким).
  • Появление осознанных знаний о самом себе.
  • Есть представления о своих сильных и слабых личных качествах.
  • Понимает, что выбор профессии происходит в соответствии личных качеств (ЛК) и профессионально важных качеств (ПВК), и умеет составлять карту ПВК профессии (что мотивирует на развитие ЛК).

Возраст

12-14 лет | 6-8 класс

Описание этапа

«Вставать на крыло». Этап вовлечения. От любопытства к углубленному интересу и практике

Цели и задачи

  • Помощь в получении расширенной информации по теме вовлечения (от расширенных знаний к пробам и практике).
  • Изучение горизонтальной и вертикальной карьер в разных типах организаций.
  • Разбор качеств, компетенций, мотиваций, навыков и т.п.
  • Тренинги проф.навыков и качеств.

Практические и методические инструменты

  • УМК «Самоопределение» >>>.
  • Игровые модули «Профессионально важные качества» >>>.
  • Профориентационный сериал и сценарии занятий «Калейдоскоп Профессий» >>> (сезон «вовлечение») – расширенная информация по профессиям и видам деятельности.
  • VR-приложение «Профессии нашей реальности» >>>.
  • Профориентационные притчи «Псифора» (часть 1) >>> – разбор качеств, компетенций, ситуаций.
  • «30 шагов к профессии» Е. Пряжниковой.
  • «Беседы о самоопределении» (для старшеклассников) — цикл уроков Г. Резапкиной.
  • Дневники самоопределения (скетчбуки) >>>

Результат

  • Началась осознанная работа «над самим собой».
  • Практическая деятельность в области своих интересов и вовлечений, талантов и способностей подтвердила и укрепила желание заниматься по этой теме.
  • Формируется осознанное отношение к учебе – как к получению нужных знаний для реализации целей, для практического использования в области своих интересов.

Возраст

15 лет | 9 класс

Описание этапа

Ответственность за свой выбор

Цели и задачи

Помощь в построении своей образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие 5-10 лет и более.

Практические и методические инструменты

  • Профориентационные притчи «Псифора» >>> (часть 2).
  • Видеофильмы о выборе профессий, обзоре учебных учреждений, профессиях будущего и т.п. >>>
  • Помощь тьютора-психолога.

Результат

  • Ученик принимает осознанное самостоятельное решение о том, как и где он хочет получить профессиональное образование (техникум, ВУЗ) и по какой специальности.
  • Формируются представления о своей дальнейшей жизни после школы и профессиональном образовании.
  • Есть адекватное представление о своих способностях, талантах и слабостях, мотивации, особенностях и том, как это сочетается с требованиями ПВК и псих. особенностей выбранной специальности (деятельности).

Возраст

16-18 лет | старшие 10-11 классы

Описание этапа

Осмысленные знания

Цели и задачи

  • Целенаправленное получение знаний, навыков и компетенций, которые (по мнению ученика) могут пригодиться в его будущей трудовой деятельности.
  • Расширение базы универсальных знаний (как коррекция узконаправленных интересов).
  • Участие в практической деятельности (конкурсы, фестивали, олимпиады и пр.).

Практические и методические инструменты

  • Игры, формирующие и развивающие практические навыки и компетенции. >>>
  • Видеоурок «Как и какую профессию выбрать» >>>.
  • Активная внеучебная деятельность (кружки, курсы, тренинги и пр.).
  • Профессиональная и художественная литература по выбранной сфере деятельности.
  • Карьерное консультирование >>>

Результат

  • Ученик сосредоточен на развитие качеств, необходимых ему в профессии (деятельности).
  • Учеба ради получения знаний, а не диплома.
  • Активная практическая деятельность по сфере своих профессиональных интересов.