Программа
УТВЕРЖДЕНА
Приказ №106 от 25.05.2020г.
МБОУ Гимназии г.Шагонар
Программа профориентационной работы с учащимися 1-11 классов в МБОУ Гимназии г.Шагонар на 2020-21 учебный год
Пояснительная записка
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности МБОУ Гимназии г.Шагонар, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник гимназии нашел более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация — умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле — длительный и необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х взаимосвязанных между собой уровнях: общественном и личностном.
Профессиональная ориентация в гимназии — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Целью профориентационной работы в МБОУ Гимназии г.Шагонар является:
- формирование целостной картины мира труда.
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- помощь в прохождении всех этапов личностного самоопределения, в осознанном поиске и выборе своего пути.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду,
- помощь в формировании важных качеств и навыков: от трудолюбия до востребованных «гибких навыков» (софт скиллс).
- передача практических знаний, необходимых для ориентации в мире труда.
- привести к осознанной, самостоятельно проложенной, собственной образовательной, профессиональной, личностной траектории.
- профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда
- профессиональная и личностная самореализация.
Профориентационная работа в МБОУ Гимназии г.Шагонар проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, медработником, старшей вожатой и узкими специалистами из учреждений города и Улуг-Хемского кожууна, привлекаемыми к ведению внеурочных занятий в 1-10 классах, элективных курсов в 10-11 классах.
Главные задачи деятельности по профориентации учащихся:
- получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся.
- обеспечить широкий диапазон вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе;
- научить учащихся анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
- оказать дополнительную поддержку некоторым учащимся, имеющих сложности трудоустройства;
- сформировать положительное отношение к труду;
- выработка гибкой системы кооперации учащихся 9-11 классов гимназии с учреждениями профессионального образования.
Профориентационные задачи в начальной школе:
- Завершение построения целостных и системных представлений об устройстве мира труда и профессий. Знакомство с производственными процессами всех видов деятельности и отраслей; понимание взаимодействия профессий и их функционала внутри отрасли; понимание взаимосвязей отраслей. (например, Инструмент «Игровая развивающая среда Навигатум» и т.д.)
- Формирование любопытства как начального этапа в изучении видов деятельности и профессий (последующие этапы методики: вовлечение, направление и сопровождение).
- Подготовка и инициация процессов личностного самоопределения (для возраста 9-10 лет).
Профориентационные задачи в средних классах (5-8 классы):
- Запуск длинного процесса прохождения этапов самоопределения, помощь и поддержка учащихся на этом пути. Инструмент УМК «Самоопределение».
- Изучение видов деятельности и профессий с точки зрения глубокого понимания профессионально важных качеств (ПВК). Изучение ПВК профессий совпадает с изучением собственных личностных качеств и способностей и позволяет определить подходящие и неподходящие виды деятельности. Инструмент УМК «Профориентация».
- Вовлечение – методический этап, после этапа любопытства, расширяющий горизонты и знания в сферах, попавших в зону интересов (склонностей и способностей).
- Получение практических знаний и навыков, таких как:
- Различие и понимание проф.терминологии и понятий. Например, отличия понятий «профессия», «специальность», «должность», «род деятельности» и др. Инструмент игра «ПРОФИ ПЛЮС».
- Понятия карьерной лестницы, горизонтальная карьера, вертикальная карьера; социальный лифт и др. Инструмент игровой модуль «Карьерная лестница».
- Понимание устройства и иерархий в организациях разного типа: государственных, образовательных, научных, военных, производственных, коммерческих и др. Инструмент игровой модуль «Карьерная лестница».
- Понимание основ предпринимательства и работы бизнеса. Инструмент игра «Моя компания».
- Развитие навыков (софтскиллс), наиболее востребованных в обществе (творческое мышление; мультикультурность и других).
Профориентационные задачи старших классов (9-11 классы):
- Построение индивидуальной образовательной, профессиональной, личностной траектории как закономерное следствие пройденных этапов самоопределения.
- Направление – методический этап, направленный на получение практического опыта и проб.
- Формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию – как завершающий этап основной стадии самоопределения учащихся в школьном возрасте. Инструмент УМК «Профориентация» и УМК «Самоопределение».
Основными направлениями профориентационной работе являются:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональный пример.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Что касается форм работы, то это могут быть:
- профориентационные уроки с
использование интернет-ресурсов (например, https://moeobrazovanie.ru/ и мн.др.);
- экскурсии на предприятия и в учреждения города Шагонар и республики, в ВУЗ-ы и СУЗы;
- классные часы по профориентации;
- встречи со специалистами;
- профессиографические исследования;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Важно помнить, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра занятости населения, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ С УЧАЩИМИСЯ 1-11 КЛАССОВ
Возраст
5-8 лет | детский сад и 1 -2 класс школы
Описание этапа
Два прекрасных периода:
— стадия осмысленных почемучек;
— погружение в мир сюжетно-ролевых игр.
Цели и задачи
- Системное знакомство с миром профессий через отрасли и виды трудовой деятельности. Это ответы на вопросы: Как устроен этот мир? Откуда берется металл? Как делают кашу? Какие виды транспорта существуют? Кто такие инженеры? … В сумме эти вопросы являются полным и системным описанием видов трудовой деятельности человека.
Практические и методические инструменты
- Игровая развивающая среда » В мире профессий» — целостное описание мира труда и профессий:
- Мультсериал
«В мире профессий» — песенки-стихи о сотне различных профессий. >>>
(здесь и далее в качестве примера
предоставлены материала с профориентационного сайта https://navigatum.ru )
- Профисказки – это художественные сказки, героям приходится изучить, как устроены все отрасли. Профисказки дают системное представление об устройстве мира и взаимосвязи профессий.
- Отраслевая карта — это и визуализация, и поле для игр. Карта отражает все виды трудовой деятельности.
- Сюжетно-ролевые игры и занятия по профисказкам и карте отраслей. (Методическое пособие, сценарии игр и рекомендации).
Результат
- Ребенок с удовольствием изучает мир вокруг себя – узнает много профессий.
- С серьезностью выполняет свои регулярные работы: ухаживает за растением, кормит животное, готовит сам и т.д. – выполняя работы по профессиям.
- Ребенок имеет комплексное представление откуда берутся/получаются те или иные вещи и услуги, и какие профессии «стоят за этим».
- Ребенок поиграл в эти профессии, а родитель (педагог) получил диагностику интересов.
- Не пропущены никакие отрасли, а значит заложен фундамент для построения адекватной, взаимосвязанной, целостной картины мира.
Возраст
9-10 лет | 3-4 класс школы
Описание этапа
Младшие школьники, у которых «детское» мышление, построенное на воображении, начинается меняться на последовательно-логическое.
Цели и задачи
- Углубление и закрепление системных знаний об устройстве мира, понятиях труд и работа, атрибутах профессий, типах профессий.
- Переход от изучения отраслей к взаимосвязи отраслей и видов трудовой деятельности.
Практические и методические инструменты
- УМК «Профориентация».
- Сценарии занятий для младших классов «Лаборатория профессий» (авт. Г.Резапкина).
- Мультимедийные игровые профориентационные материалы, карта отраслей и др.
Результат
Ученик знает, чем отличается труд от работы; понимает как устроены отрасли, как они взаимосвязаны, чем они занимаются, какие группы профессий объединяют. Что такое профессия, что такое предметы труда и др.
Возраст
10-12 лет | 4-5 класс
Описание этапа
Возраст, в котором уже можно найти скрытые таланты, склонности и интересы, а явно выраженные – проверить и укрепить.
Цели и задачи
- Определение слабых и сильных качеств.
- Формирование любопытства к профессии или виду деятельности.
- Определение выраженных интересов.
- Подготовка к переходу от «любопытства» к «вовлечению».
- Изучение профессионально важных качеств профессий и проф. терминологии.
Практические и методические инструменты
- Сценарии уроков по мультсериалу «Калейдоскоп Профессий» >>> (сезон «любопытство»).
- Визуализированные тесты «Профитип» >>> на определение склонности к типу профессии и личных качеств.
- Профориентационная игра «ПРОФИ ПЛЮС» >>> о должностях, профессиях и специальностях.
- «Беседы о самоопределении» — цикл уроков Г. Резапкиной.
- Дневники самоопределения (скетчбуки) >>>
Результат
- У ученика есть явно выраженный интерес к какой-то деятельности (возможно, нескольким).
- Появление осознанных знаний о самом себе.
- Есть представления о своих сильных и слабых личных качествах.
- Понимает, что выбор профессии происходит в соответствии личных качеств (ЛК) и профессионально важных качеств (ПВК), и умеет составлять карту ПВК профессии (что мотивирует на развитие ЛК).
Возраст
12-14 лет | 6-8 класс
Описание этапа
«Вставать на крыло». Этап вовлечения. От любопытства к углубленному интересу и практике
Цели и задачи
- Помощь в получении расширенной информации по теме вовлечения (от расширенных знаний к пробам и практике).
- Изучение горизонтальной и вертикальной карьер в разных типах организаций.
- Разбор качеств, компетенций, мотиваций, навыков и т.п.
- Тренинги проф.навыков и качеств.
Практические и методические инструменты
- УМК «Самоопределение» >>>.
- Игровые модули «Профессионально важные качества» >>>.
- Профориентационный сериал и сценарии занятий «Калейдоскоп Профессий» >>> (сезон «вовлечение») – расширенная информация по профессиям и видам деятельности.
- VR-приложение «Профессии нашей реальности» >>>.
- Профориентационные притчи «Псифора» (часть 1) >>> – разбор качеств, компетенций, ситуаций.
- «30 шагов к профессии» Е. Пряжниковой.
- «Беседы о самоопределении» (для старшеклассников) — цикл уроков Г. Резапкиной.
- Дневники самоопределения (скетчбуки) >>>
Результат
- Началась осознанная работа «над самим собой».
- Практическая деятельность в области своих интересов и вовлечений, талантов и способностей подтвердила и укрепила желание заниматься по этой теме.
- Формируется осознанное отношение к учебе – как к получению нужных знаний для реализации целей, для практического использования в области своих интересов.
Возраст
15 лет | 9 класс
Описание этапа
Ответственность за свой выбор
Цели и задачи
Помощь в построении своей образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие 5-10 лет и более.
Практические и методические инструменты
- Профориентационные притчи «Псифора» >>> (часть 2).
- Видеофильмы о выборе профессий, обзоре учебных учреждений, профессиях будущего и т.п. >>>
- Помощь тьютора-психолога.
Результат
- Ученик принимает осознанное самостоятельное решение о том, как и где он хочет получить профессиональное образование (техникум, ВУЗ) и по какой специальности.
- Формируются представления о своей дальнейшей жизни после школы и профессиональном образовании.
- Есть адекватное представление о своих способностях, талантах и слабостях, мотивации, особенностях и том, как это сочетается с требованиями ПВК и псих. особенностей выбранной специальности (деятельности).
Возраст
16-18 лет | старшие 10-11 классы
Описание этапа
Осмысленные знания
Цели и задачи
- Целенаправленное получение знаний, навыков и компетенций, которые (по мнению ученика) могут пригодиться в его будущей трудовой деятельности.
- Расширение базы универсальных знаний (как коррекция узконаправленных интересов).
- Участие в практической деятельности (конкурсы, фестивали, олимпиады и пр.).
Практические и методические инструменты
- Игры, формирующие и развивающие практические навыки и компетенции. >>>
- Видеоурок «Как и какую профессию выбрать» >>>.
- Активная внеучебная деятельность (кружки, курсы, тренинги и пр.).
- Профессиональная и художественная литература по выбранной сфере деятельности.
- Карьерное консультирование >>>
Результат
- Ученик сосредоточен на развитие качеств, необходимых ему в профессии (деятельности).
- Учеба ради получения знаний, а не диплома.
- Активная практическая деятельность по сфере своих профессиональных интересов.